Улица Кирова в Гомеле

Улица Кирова (вулiца Кiрава)
Район: Центральный
Микрорайон:
Протяжённость: 3800 метров

В 1934 году названа именем Сергея Мироновича Кирова.

Прежние названия: Могилёвская, Кооперативная (1923).

Но улица Могилёвская в Гомеле всё же есть и расположена она на окраине города на «Сельмаше».

Активная жизнь на улице зародилась в 18-ом веке, тогда на ней появились первые дома. Улица образовалась на основе старой дороги ведущей в северном направлении на Могилёв. И потому её прозвали соответствующе – Могилёвская. Первое время Могилёвская начиналась у Базарной площади (Ленина), однако постепенно некоторая её часть стала отдельной улицей – Базарной (Трудовая). Открывало улицу Могилёвскую здание каменной синагоги, или, как ее называл в отчетах управляющий, «еврейская школа», строительство которой завершили в 1833 году.

Могилёвская улица всегда выполняла, в основном, транспортную функцию: сегодня она полна грузовых автомобилей, а век-два назад эта дорога вела в губернский Могилёв. В начале 20-го века покрытие начальной части улицы Могилёвской было выполнено булыжником. Из заводов на ней был лишь один, который производил краски.

После Октябрьской революции Могилёвская улица «продержалась» без переименований до 1923-го года, когда была названа Кооперативной. В государстве стали проводить новую экономическую политику (НЭП), началось кооперативное движение, и улица попала «под раздачу». В этом же году в Гомеле состоялся съезд работников потребительской кооперации. В здании современной зубной поликлиники обустроилось управление этой организации, бывшей в те годы очень крупной. Недалеко располагался кооперативный магазин.

То есть, название улицы Кооперативной стало логичным в свете новых тенденций. Однако экономическая политика в стране начала поворачивать в другую сторону, кооперации быстро сворачивали свою деятельность. Получилось, что название улицы отстаёт от жизни. К тому же, был убит видный политический деятель того времени С. М. Киров, и улица была переименована в его честь.

В 1932-ом году на пересечении улиц Рогачёвской и Кооперативной был основан завод по производству вина. Напротив БелГУТа по улице Кирова находится пятиэтажный Дом специалистов (архитектор – Салин), построенный в 1935-ом году прошлого века и предназначавшийся для проживания 50-ти семей лучших специалистов Гомеля. Он считался лучшим в городе, имел удобную планировку квартир и по несколько балконов для каждой семьи. Далее по улице находится 2-ой корпус Гомельского государственного университета, возведённый в стиле постконструктивизма в советское время по образу дворца в итальянском городе Виченца (архитектор – Рогальский).

Во время 2-ой Мировой войны большинство зданий улицы были разрушены, но некоторые уцелели и сегодня являются памятниками архитектуры.

Нынешний вид улицы Кирова складывался позже других улиц гомельского центра – со второй половины 60-х и до конца 80-х годов 20-го века. Архитектура улицы весьма разнобразная – от деревянных одноэтажных домов до современных высоток. Помимо вышеназванных объектов, на улице Кирова располагаются медицинское училище, предприятие «БелАвтоДор», училище речного флота. Общественный транспорт представлен одним автобусным маршрутом – №7.

На улице расположены

  • Белорусский государственный университет транспорта
  • ПТУ № 30 Речного флота
  • Медицинское училище

Пересекает улицы

  • Советская
  • Победы
  • Жарковского
  • Коммунаров
  • Крестьянская
  • Первомайская (Ирининская)
  • Комсомольская
  • Артиллерийская
  • Рогачёвская
  • Полесская
  • Докутович
  • Новополесская
  • Телегина
  • Федосеенко
  • Дынды
  • Уткина

Источники: А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля: Городская старина в фактах, именах, лицах. — 2-е изд., перераб. и доп. — Гомель: Барк, 2006, Википедия

Улица Кирова. А.С. Кузьмич, 2002

Улица Кирова – одна из важнейших транспортных магистралей города, по которой проходит основной грузопоток. Ее протяженность – 3635 м. Она начинается от площади Труда и длится до пересечения с ул. Советской.

Улица начинала формироваться и вошла в городскую черту в конце XVIII — начале XIX в., постепенно застраиваясь рядовыми жилыми домами. Направление в сторону губернского города Могилева определило ее название – Могилевская.

В 30-е г.г. XIX в. в начале улицы Могилевской была выстроена каменная синагога, или, как ее называл в отчетах управляющий, «еврейская школа». В 1828 г. была завершена кладка стен синагоги и выполнены штукатурные работы, в 1833 г. постройка была полностью завершена.

Здание синагоги являлось составной частью строительного замысла владельца Гомеля Н.П. Румянцева, создавшего в I четверти XIX в. новый центр города. Синагога была ориентирована фасадом на центральную площадь и хорошо просматривалась со всех сторон. Прямоугольная в плане, она в какой-то мере несла на себе набор архитектурных форм фасада «охотничьего домика», располагавшегося в то время на территории усадьбы графа Н.П. Румянцева. Оба здания объединяло наличие большой лоджии и портика с колоннами. Получалось как бы одинаковое завершение двух равных по роли в планировке местечка улиц Экономической (Билецкого) и Базарной (Трудовой), расходившихся от площади лучами в противоположные стороны. Здание синагоги просуществовало до начала 30-ых годов XX в., а затем было снесено и на его месте построен дорожно-строительный техникум. Первоначально техникум носил название автодорожного (1931 – 1935 г.г.), с 1935 г. – автомобильного, с 1944 г. – автотранспортного, затем снова автодорожного (1954 – 1960 г.г.) и, наконец, с 1960 г. – дорожно-строительного.

Более удачной стала судьба другой дореволюционной постройки, сохранившейся до настоящего времени – здания мужской правительственной гимназии.

В 1866 г., вместо упраздненного дворянского трехклассного уездного училища, в Гомеле была открыта четырехклассная прогимназия. В 1877 г. она была преобразована в шестиклассную прогимназию, а в 1897 г. – в полную восьмиклассную гимназию. Одновременно решался вопрос о строительстве нового здания. В 1898 г. по проекту архитектора С.Д. Шабуневского, на пересечении Могилевской и Гимназической было возведено П-образное двухэтажное каменное здание мужской гимназии, которое современники в начале XX в. называли «гордостью города». Выстроенное в «неоготическом стиле» оно сочетало в себе в наружной отделке кирпичные формы со штукатурными, имитировавшими дикий серый камень. Кроме классных комнат в здании размещались гимнастический и актовый залы, гимназическая церковь, рассчитанная на 750 человек, библиотека, буфет, учительская, приемная врача, кабинеты директора и инспектора, квартиры служащих. Это было самое крупное учебное заведение в дореволюционном Гомеле. В 1910 г. в гимназии обучалось 539 учащихся. Кроме программных предметов преподавались рисование, пение, гимнастика, музыка, фехтование, иностранные языки (греческий, французский, немецкий). После революции 1917 г. гимназия была упразднена. В годы Великой Отечественной войны здание было практически полностью разрушено и восстанавливалось во II половине 40-ых годов. В результате реконструкции в боковых крыльях был надстроен третий этаж. С 1953 г. в здании размещается Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта, получивший в 1993 г. статус университета транспорта.

На противоположной от гимназии стороне, так же на углу Могилевской и гимназической до революции 1917 г. размещалось еще одно учебное заведение, относящееся, в отличие от гимназии, к училищам низшего звена – приходское двухклассное мужское с ремесленным классом. В 1910 г. здесь обучалось 170 мальчиков, из которых 128 человек относилось к крестьянскому сословию, 35 – выходцы из мещан. Обучение в училище было бесплатным, но и получали дети лишь азы грамматики и профессиональные навыки, необходимые для рабочих специальностей.

К школам, дающим определенное профессиональное образование, относилась так же музыкальная школа С.Л. Захарьина с шестилетним курсом обучения. В послереволюционный период на ее основе была создана детская музыкальная школа им. Чайковского. В доме по адресу Могилевская 7, где располагалась музыкальная школа, находились так же страховое общество «Русь», галантерейный и лакокрасочный магазины. Рядом, на углу Могилевской и Троицкой, гостям города предлагали свои услуги гостиницы «Гранд – Отель» и «Европа», ресторан «Одесса». Лицо улицы дополняли разбросанные на всем ее протяжении мастерские, магазины, склады. На углу Могилевской и Почтовой (ул. Победы) размещалось 2-е Русское общественное собрание, с явно выра-женной черносотенной ориентацией. В визитной карточке общества значилось, что членами общества не могут быть лица еврейской национальности.

В самом начале улицы в районе современной площади Труда размещались рыбные и овощные ряды. Они связывали улицы Могилевскую, Замковую (проспект Ленина), Базарную и Кузнечную (Интернациональная) в единый узел. В послереволюционный период на месте овощных и рыбных рядов была сформирована площадь, на которой установлена чугунная статуя рабочего, символизирующая несокрушимую мощь пролетариата. Площади было дано соответствующее название – Труда. Впоследствии скульптура рабочего была снесена, так как мешала движению транспорта. В послевоенное время был сформирован современный облик площади. Она делится на две зоны: мемориальную и транспортную. Мемориальная зона представляет собой братскую могилу советских воинов и подпольщиков, погибших в 1943-1944 г.г. Над могилой возвышается памятник – скульптура солдата с опущенным знаменем. У постамента зажжен Вечный огонь.

Образование площади Труда и снос Большой синагоги были не единственными изменениями, произошедшими на Могилевской после революции 1917 г. Улица получила новое название — Кооперативная. А с 1934 г. стала называться улица Кирова, в честь советского партийного и государственного деятеля Сергея Мироновича Кирова. Находясь на посту 1-го секретаря Ленинградского обкома ВКП (б) и являясь с 1934 г. секретарем ЦК ВКП (б), С.М. Киров пользовался большим авторитетом у членов партии, популярностью в массах. В 1934 г. на него было совершено покушение, закончившееся трагически. В память о видном государственном деятеле улица и получила свое название, сохранившееся до настоящего времени.

В 30-е годы на ул. Кирова появляются жилые дома, несущие на себе черты новой эпохи. В 1932 –1935 г.г. на пересечении с ул. Комсомольской, по проекту архитектора М. Салина был выстроен жилой дом для ведущих специалистов города, который известен под названием Дом специалистов. Это Г-образное в плане 4-5-этажное здание на 50 квартир. На пересечении Кирова и Первомайской в 1936 г. была предпринята первая попытка ансамблевой постройки, состоящая из группы жилых домов 12/19 и 14/ 20. В годы войны здания пострадали и восстанавливались во второй половине 40-ых годов с незначительными изменениями.

Для современной архитектуры улицы характерна большая разно плановость и эклектичность. На всем ее протяжении соседствуют разные стили и эпохи. Сохранился ряд зданий, построенных в дореволюционный период. Это 1-2-х этажные каменные дома, частично сохранившиеся в начале улицы Кирова, образцы деревянного зодчества, украшенные резными наличниками и карнизами, расположенные в районе университета им. Франциска Скорины. Некоторые из дореволюционных построек получают новый современный облик (Кирова 16-18). Старые дома перемежаются застройкой 30-50-ых годов. Ряд жилых и общественных зданий возведен в 60 – 80-е гг. Так, в 1971 г. по проекту архитектора Л. Тамкова было выстроено здание института механики металло-полимерных систем. Оно представляет собой высотный 10-этажный объем с примыкающими к нему двумя 4-5 этажными корпусами. Пластика главного фасада обогащена декоративными навесными алюминиевыми ребрами. 1-ый этаж отделан полированным гранитом. Здание стало архитектурным акцентом улицы, самой высокой ее точкой.

Библиография:

  • Весь Гомель. Календарь и адресно-справочная книга на 1913 г. – Гомель, 1912.
  • Виноградов Л. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142 – 1900 г. – М., 1900 г.
  • Генеральный план местечка Гомель. 1830 г. // РВИА, ф. 349.
  • Генеральный план местечка Гомель. 1835 г. // РВИА, ф. 349.
  • Гомель. Энциклопедический справочник. – Мн., 1991 г.
  • Гомель и его уезд. Справочный сборник на 1915 г. – Гомель, 1914 г.
  • Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгялло Д.И. Город Гомель. Географическо-статистический очерк // Записки Северо-Западного отд-ния Император. Русского географ. о-ва. Кн.2. – Вильно, 1911 г.
  • Морозов В.Ф. Гомель классический. Эпоха. Меценаты. Архитектура. – Мн., 1997.
  • План г. Гомеля. 1862 г. // ГОКМ, фонды.
  • Схематический план г. Гомеля с пригородом за линией железной дороги и предместьем Белицей. Составили Г. Ханин и А. Месин – Поляков. – Гомель, 1910 г.

Что ещё почитать

Гомельский Бродвей отмечает юбилей (11.09.2014)

Фото: andreipr, agiss, valacug, s.belous, zombie-in-metal, adamenko, х16, nadin_br, balykvlad и др.

 


1 2 5 ►