2008

По красивой мостовой едет транспорт городской

Развитие любого города немыслимо без улучшения транспортного обслуживания жителей и качества проезжей части улиц и дорог.

А Гомель в последние годы интенсивно застраивается. Возникли новые микрорайоны, частью города стали бывшие деревни Давыдовка и Хутор, на городских окраинах появились поселки коттеджной застройки. Промышленные предприятия заметно приблизились к жилым застройкам. Все это потребовало новых маршрутов пассажирского транспорта, дорог и транспортных развязок. Как власти областного центра справляются с проблемами развития городского общественного транспорта, каким он видится в ближайшей перспективе? На эти и другие вопросы журналистов ответил начальник отдела транспорта, коммуникаций и экологии Гомельского горисполкома В. П. ПЕТРОВ на пресс-конференции.

Сколько есть и сколько надо

Сейчас в Гомеле работают 180 троллейбусов и 179 автобусов. В прошлом году городским транспортом было перевезено 266,5 миллиона человек. Это на 12,4% больше, чем в 2006 году. В первом квартале нынешнего года объем перевозок подрос еще на 5%. Самая большая прибавка — у частных маршрутных такси и автобусов, а вот объем перевозок троллейбусами снизился. В борьбе за пассажиров между автобусными парками и предприятием «Горэлектротранспорт» упор сделан на повышение культуры обслуживания, четкие графики движения и, конечно же, на то, чтобы не терять транспортные средства в часы пик из-за поломок.

Как сказал Вячеслав Петров, количество жалоб на поломки автобусов в последние годы заметно уменьшилось. В течение месяца из-за технических неисправностей отменяются в среднем 120-130 рейсов из 62 тысяч в автобусном парке №6. Конечно, и один-два отмененных рейса могут очень многим пассажирам испортить настроение, сорвать запланированные встречи, обернуться большими неприятностями на работе. Поэтому в автопарке совершенствуют работу не только по техническому обслуживанию автобусов перед выходом на линию, но и по подготовке их резерва на случай непредвиденных обстоятельств.

Что касается количества автобусов и троллейбусов и их качества, то здесь подвижки заметные. В прошлом году в Гомеле появилось 50 новых троллейбусов и автобусов, в нынешнем к ним прибавится еще около 80. Увеличено количество транспорта, следующего через микрорайон «Мельников луг», в связи с интенсивным строительством жилья.

С открытием новых маршрутов дело обстоит сложнее. На это требуются значительные финансовые вложения, а городской общественный транспорт — отрасль убыточная. В прошлом году удалось открыть два маршрута — троллейбусный «Вокзал — Волотова» и автобусный «Вокзал — Якубовка». Сейчас по просьбе пассажиров организована работа автобусов по маршруту №33-а и скоростному маршруту №35. Но только в выходные дни.

Планируется в этом году открыть троллейбусный маршрут «Волотова — Гидропривод» через микрорайон «Мельников луг».

Маршрутками насытились

Опасения горожан по поводу того, что с улиц Гомеля исчезнут маршрутные такси в связи с переходом части индивидуальных предпринимателей в юрлица, не оправдались. Объем перевозок маршрутными такси в первом квартале вырос на 17,3%. 281 маршрутка принадлежит частным предприятиям и организациям, 152 — индивидуальным предпринимателям. Дальнейшее увеличение маршрутных микроавтобусов в городе не планируется, техники достаточно. Тем более, что с некоторых маршрутов частники ушли добровольно — стало невыгодно работать по причине слабого пассажиропотока. А в те районы города, куда государственный транспорт пока не дошел, частник идти не хочет: он стремится только туда, где есть выгода.

Сейчас главная проблема не в том, чтобы нарастить количество микроавтобусов, а развести их на основных остановочных пунктах с автобусами и троллейбусами. Нередко в часы пик городской транспорт выстраивается в очередь на подходе к остановке. Маршрутка забирает лишь несколько человек, хотя занимает немалое место на остановке, а автобус несколько десятков, но подъехать к своим пассажирам не может.

Конечно, дело не только в маршрутках, но и культуре водителей. Неприятно было недавно наблюдать, как водитель грейдера по укладке асфальта чуть не подрался с маршрутчиком. Одному надо улицу привести в порядок, а другому не терпится скорее проехать, больше заработать.

О проездных и льготах откровенно

— Слухи о том, что вот-вот отменят проездные билеты, не имеют под собой никаких оснований, — заверил В. П. Петров. — Нет на этот счет никаких документов.

К тому же с отменой проездных могут возникнуть проблемы не только социального, но и чисто технического характера. Попробуйте, к примеру, вовремя обилетить пассажиров в переполненном автобусе-гармошке в часы пик. Понадобится два кондуктора, а это две зарплаты вместо одной. А сколько дополнительно потребуется контролеров троллейбусов, чтобы выловить всех безбилетников!

Однако транспортники постоянно поднимают вопрос о повышении стоимости проездных билетов, которыми сегодня пользуются около 70% процентов пассажиров. Проездной билет, по их мнению, — своеобразная льгота на проезд в общественном транспорте, так как количество поездок пассажира порой значительно превышают уплаченную за проезд сумму, если исходить из стоимости одного талончика. Противники повышения цены проездного приводят свои контраргументы — пассажир покупает проездной до начала нового месяца, а значит, авансирует транспортные предприятия. Увеличение же цены проездного может резко уменьшить количество законопослушных пассажиров.

Как отразилась на экономике транспортных предприятий отмена льгот на проезд в общественном транспорте для отдельных категорий людей? Судя по итогам первого квартала, доходы транспортников немного выросли. Автопарк № 6 сработал без убытков. Автопарк № 1 на городских перевозках получил небольшую прибыль. КУП «Горэлектротранспорт» работает по-прежнему с убытками, но меньшими, чем раньше.

Отмена льгот отразилась на пригородных маршрутах. Например в автопарке №1 пассажиропоток уменьшился. Пенсионеры стали меньше ездить, многие из них пересели на более комфортные, чем рейсовые автобусы, маршрутные такси. Ведь цена проезда почти сравнялась.

О развязках и мостовых

Из средств республиканского инвестиционного фонда будет профинансировано строительство магистрали Юг-Север, которая пройдет через микрорайон «Любенский», проспект Октября, Речицкое шоссе. В этом году начнутся работы по строительству нового Полесского путепровода с выходом транспорта на улицу Хатаевича. Часть ее реконструировали в прошлом году, теперь надо завершить ее полностью. В перспективе реконструкция улицы Украинской от Бочкина до Московской с выходом в район Полесского путепровода. На более далекую перспективу намечено продление улицы Каменщикова до пересечения улиц Советской и Ефремова. Планируется и строительство Юго-Восточного обхода вокруг 18-го, 19-го и 20-го микрорайонов со строительством еще одного моста через Сож. Улучшит транспортное соообщение и уже строящийся мост на Новобелицу с одновременным расширением улицы Фрунзе.

Дорожное покрытие на наиболее оживленных улицах города станет качественнее. В этом году будет заасфальтирована улица Полесская до улицы Кирова. Сама улица Кирова будет отремонтирована от улицы Победы до ее пересечения с Советской.

Анатолий Рыдкин, Гомельская правда

По теме

Кому помешал Буратино?

Редактор

Парк рубят? Нет, делают лучше

Редактор

Центральный, Залинейный, Новобелицкий…

Редактор