2010

Принцы, графы и бароны за “Кубок царя»

Принцы, графы и бароны за “Кубок царя"

В минувшую субботу финишировал автопробег Санкт-Петербург — Киев, посвященный 100-летию первого автомарафона на приз императора Николая II.

Средства массовой информации широко освещали это событие. Однако не все знают, что 100 лет назад международное ралли на Императорский приз проходило по следующему маршруту: Санкт-Петербург — Псков — Витебск — Могилев — Гомель — Киев — Рославль — Москва — Тверь — Новгород — Санкт-Петербург.

Это было основное событие автосезона 1910 года в России. Иностранцы назвали эти соревнования La Coupe dy Tzar — “Кубок царя”. В некоторых источниках вместо Санкт-Петербурга в начале и в конце пробега фигурирует Царское Село. Это легко объяснимо: именно в Царском Селе 16 июня на Гатчинской дороге от Орловских ворот и был дан старт этому уникальному по тем временам для России ралли.

Всю дистанцию — 3000 верст (3200 километров) — разделили на 10 этапов. Каждый из них нужно было пройти со скоростью 70 километров в час, превышение которой на 5 километров наказывалось штрафом в один час. Опоздание на каждые три минуты штрафовалось одним очком, как и любая остановка (исключением была лишь смена колес). Перед стартом очередного этапа — именно этот момент вы видите на уникальной фотографии с выпущенной позднее почтовой открытки — организаторы пробега давали один час на техническое обслуживание автомобиля.

Каждая машина могла быть только четырехместной, иметь глушитель, задний ход, три фонаря, приспособление против откатывания при неудачном подъеме. В автомобиле находились судья-контролер и второй водитель-механик, которому также разрешалось сидеть за рулем, но не более трех часов в сутки.

Всего в ралли на Императорский приз участвовало 46 автомобилей. В числе гонщиков были известные на тот период русские автомобилисты: княгиня С. Долгорукая, барон Н. Корф, граф А. Бобринский, граф В. Всеволожский, принц Мюрат, А. Эфрон, А. Дерингер, редактор журнала “Автомобилист” А. Нагель. Они прошли всю дистанцию и побывали в Гомеле. Однако до конечной цели доехали не все. 30 июня в Царском Селе финишировали лишь 32 экипажа, 16 из ко
торых не имели штрафных очков.

2 июля 1910 года состоялось объявление результатов и награждение победителей. Кубок Николая II получил немецкий экипаж Вили Пеги, который на “Мерседесе” прошел всю дистанцию без штрафных очков и в дополнительных скоростных соревнованиях показал лучшее время. Граф Бобринский на немецком “Гаггенау” стал 13-м, а Нагель, выступавший на одном из первых (заводской номер 9) русских серийных автомобилей “Руссо-Балт”, занял 18-е место.

Жаль, что устроители юбилейного автопробега не смогли в точности повторить маршрут столетней давности.

Вот как рассказывал о начале автопробега 1910 года репортер журнала “Автомобиль”: “У старта, на шоссе из Царского Села в Гатчину, близ Орловских ворот, собралось довольно много народу, но это были все люди близкие к автомобилизму или, в буквальном смысле слова, живущие рядом, в Царском Селе. Множество автомобилей образовали красивые группы в поле около места старта, обозначенного столбами с надписью и флагами со знаками Императорского автомобильного общества, организатора пробега. Участники выстроились длинной вереницей вдоль шоссе, у столбиков с обозначениями на них. Порядок был образцовый, оживление полное и, благодаря дивной погоде, настроение у всех прекраснейшее. Спортсмены с интересом ожидали испытание, к которому многие готовились уже давно; многие знакомились между собой, зная, что придется две недели прожить общей, дружной жизнью. Ровно в десять часов, как и было назначено, начался старт колясок, по силе мотора. Через каждые две минуты одна коляска с грохотом мотора уносилась вперед, сопровождаемое благопожеланиями публики, и ее место занимала другая…”

Владимир ЛАРИОНОВ, Гомельская правда

По теме

Итоги переписи-2009 в Беларуси

Редактор

“Витовт” первый

Редактор

Переход, а сбоку бантик

Редактор