
Надежды сбылись, или Гомель прислушался к горожанам
Завершилось общественное обсуждение генерального плана развития областного центра. С наиболее значимыми предложениями и обращениями, а их было около тысячи, поделилась начальник управления архитектуры и градостроительства горисполкома, главный архитектор Гомеля Татьяна УСЕНОК.
Залинейный не сносят
Хотя против этого выступила группа архитекторов, которая отстаивала свои предложения в объемном обращении. Именно в этом районе специалисты предлагали сформировать деловое и культурное ядро города.
— Многоквартирную застройку вдоль магистралей — Барыкина, Хмельницкого, Бочкина, Украинской и Полесской — мы оставили на перспективу. Но и там со временем будут появляться объекты делового и культурного назначения, — подчеркнула главный архитектор города.
У нас будет метро… наземное
Его линии пройдут по существующим железнодорожным путям или вдоль их. Рельсы делят город на три части. По ним на городском общественном транспорте можно будет проехать вдоль Советской улицы прямо к Костюковке, добраться до Сельмашевского микрорайона и попасть в Березки, поделилась планами Татьяна Усенок. Однако сначала требуется все просчитать.
Под землей же будут проложены подземные пешеходные переходы. Два — по улице Мазурова (у поликлиники и на пересечении с улицей Хатаевича) и один на планируемом продолжении улицы Чечерской (от улицы Каменщикова до Хатаевича).
В 18-м и 19-м микрорайонах планируется оборудовать пляж, и к нему можно будет пройти по подземному переходу. К слову, на пересечении улиц Мазурова и Хатаевича тоннель для безопасного перехода под проезжей частью будет построен за счет инвестора. С таким обязательным условием было приобретено с аукционных торгов право аренды земельного участка под строительство многофункционального комплекса с паркингом в 18-м микрорайоне.
Вокзал никуда не переезжает
Его территорию планируется расширить за счет производственных площадей расположенного рядом крупозавода. Кроме того, согласно пожеланиям гомельчан пересмотрен резерв территорий под строительство автовокзалов. Для них генеральным планом предусматривалось три площадки: в западном, восточном и северном направлениях. Место расположения одной из них перенесено с территории в районе улиц Полевой — Луговой на пересечение Восточного обхода и дороги, ведущей в Романовичи. В районе улиц Бочкина — Украинской планируется строительство второй привокзальной площади.
Слишком амбициозное название
После общественного обсуждения Гомель-сити также остается на предусмотренном генпланом месте. Правда, для небольшой территории это название звучит слишком громко, заметила главный архитектор города. Тем не менее, деловой и культурный центр запланирован в границах улиц Барыкина, Хмельницкого, 60 лет СССР и проектируемой дороги через Монастырек. Последняя соединит улицы 60 лет СССР и Интернациональную. Наряду с объектами общественного назначения в сити предусматривается возведение и многоквартирной жилой застройки.
Жизнь начинается за красной линией
Обозначения условных границ, которые отделяют улицы, проезды и площади от территорий, предназначенных под застройку, называют красными линиями.
Их ширина у основных магистралей областного центра в пределах 40 — 60 метров. Так, генпланом предусмотрена реконструкция с расширением следующих улиц: Ильича, Каменщикова (от улицы Крупской до Мазурова), Крупской, Царикова, Хмельницкого (сторона, противоположная стадиону), Барыкина (от Украинской до Хмельницкого), Бочкина, Полесской, Украинской и магистрали, проектируемой через Монастырек. Предполагается, что она пройдет по улице Толстого, по оврагу и огородам. Проектный институт предусматривает минимальный снос жилых домов.
Места для культурного прошлого
Сохранение деревянной архитектуры Восточного Полесья также волнует горожан. Причем прось бы касались архитектурных памятников, расположенных не только в центральной части города. Как объяснила Татьяна Усенок, для этих целей в генплане предусмотрены две площадки. Одна в центральной части города (Пролетарская — Гагарина — Ильинский спуск — Комиссарова). Вторая скорее всего будет в районе улиц Крупс кой и Лепешинского, на территории планируемого ден дропарка, где можно сформировать историческую застройку.
Хотели в город, но не попали
Когда специалисты занимались землеустроительными материалами по включению населенных пунктов Березки, Улуковье, Головинцы и Победа в городскую черту, то у местных жителей по этому поводу были возражения. Поэтому желание членов садоводческого товарищества “Зеркальце” и владельцев дачных участков, примыкающих с восточной стороны к микрорайонам № 15, 109 Новобелицкого района, вызвало некоторое удивление. Они же попросили включить их земли в городскую черту. Заявителям было отказано. Как им объяснили, в нее включаются только те территории, на которых город сможет развиваться.
Новоселы жаждут полного комфорта
104-й микрорайон еще возводится, но уже пришла пора проектировать там детский сад. Его заказчиком выступит УКС горисполкома. А вот с новой школой придется год-другой повременить. Хотя ее строительство и предусмотрено планом. Пока рассматривается вопрос о том, как можно использовать существующую школу и обеспечить к ней удобный подъезд. Площадка под один супермаркет (их будет два) в этом микрорайоне уже согласована. Инвестор разрабатывает проектно-сметную документацию. Магазин шаговой доступности уже строится. Будет согласован участок под размещение автостоянки. Прорабатываются вопросы по отделениям связи и банка, аптек и парикмахерских, запланированных на первых этажах жилых домов. Земельные участки под строительство объектов соцкультбыта в ближайшее время будут выставлены на аукционные торги.
Не домом единым
Предусмотрены развлекательные зоны и в левобережной части парка, и по улице Мазурова (за Ледовым дворцом). Определен инвестор, который завершает проектирование городка развлечений в районе улицы Озерной — проспекта Космонавтов. По просьбе велосипедистов на дорогах областного центра будет понижен уровень бортового камня. При проведении реконструкции парков и скверов будут проектироваться велосипедные дорожки. Что касается существующей части города, то там планируется расширять тротуарную часть.
Что на очереди?
В этом году планируется приступить к поэтапной разработке детальных планов застройки вдоль основных магистралей города. Реконструкция начнется с улиц Полесской, Хмельницкого, Барыкина. Однако освоение новых территорий требует капиталовложений в инженерную инфраструктуру (строительство коммуникаций и дорог). Отмечено, что не все будет строиться за бюджетные средства. Ввод в эксплуатацию ряда объектов будет зависеть от того, как скоро будет найден инвестор.
После внесения корректив генплан передадут на экспертизу. Когда же его утвердят, будут разрабатываться другие актуальные для областного центра программы. Среди них вынос промышленных предприятий за городскую черту, детальный план развития центральной части города, схема магистрально-транспортной сети, подчеркнула Татьяна Усенок.
На заглавном фото — Проект Проект детского сада детского сада в 18-м микрорайоне.
Василий ДУБИК, Фото Вячеслава СУХОДОЛЬСКОГО, Гомельская правда


