2014

Почему забыли о знаменитом гомельском подпольщике Александре Исаченко?

«Встретимся у кино­театра Исаченко» – эта фраза вызывает у со­временного поколения как минимум удивление, ведь такого здания в го­роде нет.

3857-news2014_1Да и о самом Исаченко и его подвигах молодые люди вряд ли знают. А ведь именно он стал пионером диверси­онного движения на Го­мельщине, в 22 года по­ложившим на алтарь Ве­ликой Победы собствен­ную жизнь.

Когда-то в напомина­ние о талантливом под­польщике по Сожу ходил теплоход его имени, в его честь был назван кино­театр, на фасаде которо­го висела мемориальная доска. Сейчас нет ни то­го ни другого. Имя Иса­ченко «спрятано» в ми­риаде частных домиков Новобелицы. Как будто он не герой, как будто не достоин бОльшего.

«Саша никому не отдаст родной Гомель»

Когда началась вой­на, Александр Исачен­ко вместе с товарищами остался в Гомеле. Будучи первым секретарём гор­кома комсомола, возгла­вил работу диверсион­ных групп партизанско­го отряда «Большевик».

Ещё живы те, кто знал его лично. Автору этих строк посчастливилось познакомиться с род­ной сестрой Александра Лидией Лаврентьевной Исаченко. Она бережно хранит дома всё, что на­поминает о брате: фото­графии, вырезки из га­зет, письма.

Работая преподавате­лем математики в шко­ле №12, Лидия Лаврен­тьевна координирова­ла работу пионерского отряда имени Алексан­дра Исаченко, встреча­лась с теми, кто мог рас­сказать о брате. Собира­ла по крупицам воспо­минания, надеясь, что когда-нибудь их с инте­ресом прочтут потомки. С каким трепетом сегод­ня она перебирает ста­рые заметки и фотогра­фии! Это не только исто­рия её семьи, это исто­рия нашей страны, на­шего города.

Её личная память хра­нит о брате очень ма­ло. Когда началась вой­на, ей было всего четы­ре года. Семью эваку­ировали в Казахстан, а Саша остался. Через го­ды Лида пронесла в па­мяти последние минуты, когда видела брата жи­вым. Она помнит, как он держал её на руках, под­нимал, как ей казалось, под самое небо, подно­сил к цветам и улыбал­ся. В её маленьком дет­ском сердечке уже тогда зародилась вера, что Са­ша и его друзья никому не отдадут родной город.

И какая боль сей­час звучит в её голосе, когда она говорит про теплоход, про дворец «Юность», где даже не осталось таблички о том, что на его месте когда-то был кинотеатр имени Исаченко. Никакого зна­ка нет и на педучилище, которое до войны окон­чил Александр.

Лидия Лаврентьевна поверила мне, пришед­шей с улицы, и отдала часть материалов, что­бы я смогла рассказать о её брате, посмертно по­лучившем звание Героя Советского Союза.

Пионер – комсомолец – коммунист

Родился Саша в 1919-м году 14 марта в деревне Ховхло Буда-Кошелёвского района Гомельской области. Рос любознательным маль­чиком, увлекался лыжа­ми и коньками. В школе учился очень старатель­но: добросовестно гото­вился к каждому уроку. Много читал, помогал отстающим ребятам. Из класса в класс перехо­дил с похвальными гра­мотами.

С 5-го по 7-й классы он учился в селе Чебо­товичи. В школу прихо­дилось ходить за пять ки­лометров, но он никогда не пропускал уроки без уважительной причины. В любую погоду шёл на занятия и никогда не жа­ловался на трудности.

Рос Саша жизнера­достным мальчиком. В 7-м классе он вступил в комсомол. Очень доро­жил званием члена Ле­нинского коммунисти­ческого Союза молодё­жи, старался его оправ­дать хорошими делами. После окончания семи классов поступил в Ре­чицкое педагогическое училище. И здесь учился примерно, активно уча­ствовал в общественной жизни.

Комсомольцы выбрали Сашу секретарём комсомольской органи­зации училища и чле­ном Речицкого райко­ма комсомола. В нача­ле 1940-го года Алек­сандр работал инструк­тором Гомельского об­кома комсомола. В кон­це того же года его из­брали первым секрета­рём Гомельского горкома комсомола. Стать членом партии было заветным желанием Саши, гово­рили его родители, и его мечта осуществилась.

Талантливый следопыт

На одной из встреч, посвящённой годовщине освобождения Гомеля, Лидия Лаврентьевна встретилась с боевым товарищем Александра Исаченко Тамарой Бле­скиной. Она рассказа­ла, что запомнила его не по годам серьёзным, идущим всегда впереди группы:

– Кареглазый, вы­сокий, смуглый. Носил чёрную гимнастёрку и из грубого сукна галифе…

Блескина поделилась с сестрой героя воспоми­наниями о его подполь­ной деятельности:

– В июне 1942-го го­да наша диверсионная группа отправилась на очередное задание. За 20-25 дней мы прош­ли до трёхсот киломе­тров, чтобы сделать не­сколько взрывов на же­лезной дороге Гомель – Минск. Саша был одинаково требователь­ным ко всем партизанам группы. Установив в пер­вый день «цепочку», мы шли так весь путь, не меняя места ни в похо­де, ни на привале, зная, кто идёт впереди, а кто следом…

Я дважды прошла да­лёкий и трудный путь с группой Исаченко по партизанским тропам. Мы пустили под откос четыре вражеских эше­лона. Не лёгкой была эта работа, особенно в 1942-м. У нас не хвата­ло взрывчатки, и Саша предложил выплавлять её из неразорванных вра­жеских снарядов.

Исаченко вывинчивал из них боеголовки, а сна­ряд клал в ведро с водой, ставил на костёр и грел до тех пор, пока не пла­вился тол. Потом отли­вал из него динамитные шашки. Это была ответ­ственная, опасная, но не­обходимая работа, тре­бующая умения и осто­рожности.

Секретарь Гомельского подпольного об­кома партии, командир Гомельского партизан­ского соединения Илья Кожар характеризовал Исаченко как талантли­вого следопыта:

– В своих беспрерыв­ных походах, преиму­щественно с диверсион­ными целями, Исаченко всегда что-нибудь при­думывал оригинальное и разумное. Он ходил на сотни километров без компаса, без карт и безо­шибочно достигал цели. Он первый предложил и сам лично осуществлял отвинчивание головок снарядов и выплавку то­ла, находившегося там.

Слова Кожара под­тверждают воспомина­ния Блескиной:

– Саша находил нуж­ную тропу даже в очень тёмную ночь, обнаружи­вал чужие следы на пар­тизанских тропах рань­ше всех нас. Он умел за­ложить мину и остаться необнаруженным. «Река сама мельчает перед Са­шей!» – шутили мы, пе­реправляясь вброд.

За лето и осень 1942- го года Александр Иса­ченко с группой парти­зан отряда «Большевик» подорвали шесть эшело­нов с живой силой и тех­никой врага. Под его ру­ководством пущено под откос 58 эшелонов, уни­чтожено 87 автомашин, танков, бронемашин.

Мужественный па­триот и комсомольский вожак погиб 8 октября при очередной выплав­ке тола. Снаряды были фашистские, со вторым взрывателем, но он это­го не знал…

Есть вопрос

Сегодня одна из са­мых больших улиц горо­да названа в честь Еме­льяна Барыкина – бое­вого товарища и сорат­ника Александра Иса­ченко. Они вместе оста­лись в оккупированном Гомеле, чтобы подполь­но бороться с немецко-фашистскими захватчи­ками и не отдать вра­гу родной город. Каж­дый из них бесстрашно вёл вверенных ему лю­дей к Победе, не жалея ни сил, ни даже жизни. Об одном из них помнят по сей день – вспоми­нают как минимум тог­да, когда водители трол­лейбусов и автобусов объявляют: «Следующая остановка – «Улица Ба­рыкина». А как быть со вторым?

Дарья ТИХОНЕНКО, фото из личного архива Лидии ИСАЧЕНКО, Советский район

3857-news2014_2

Детский кинотеатр имени А.Исаченко находился справа от входа в центральный парк.

3857-news2014_3

Июнь 1950 года. Родители Александра Исаченко Агафья Григорьевна и Лаврен­тий Афанасьевич на встрече с пионерами.

3857-news2014_4

В 70-е годы сестра Александра Исаченко Лидия (первая слева) у братской могилы в Гомеле.

Метки: