2014

Гомельский моделист рассказал о своём увлечении и дал советы начинающим коллекционерам

Свою первую масштабную модель автомобиля Валерий Блиншев помнит до сих пор, хотя купил её около тридцати лет назад.

– Это был знаменитый в советские времена ГАЗ-14 «Чайка». Модель выпускал Саратовский завод «Тантал». Стоила она около десяти рублей, что по тогдашним зарплатам было недёшево. Однако именно с этой модели моя коллекция начала обрастать другими экземплярами, вскоре увлечение превратилось в серьёзное хобби, – вспоминает Валерий Викторович.

4231-news2014_1

Сейчас в его коллекции насчитывается более трёхсот различных маленьких автомобилей. Как признаётся моделист, первые 10-15 лет он скупал всё подряд. Возможно, потому что особого выбора для коллекционирования моделей автомобилей в СССР не было. Их выпускали всего два завода: уже упомянутый саратовский и казанский «Элекон». В свободной продаже можно было купить лишь модели советских автомобилей. Тем коллекционерам, которым повезло иметь знакомых, отправляющихся в командировку за границу, иногда попадали в руки импортные автомодели. Однако Валерий Блиншев начал их приобретать только после распада СССР, когда на наш рынок хлынула зарубежная продукция. К выбору покупки подходил тщательно – что попало не брал.

Валерий Викторович к своему увлечению относится серьёзно. Каждая модель из его «автопарка» соответствует определённым требованиям. В первую очередь, это правильный масштаб 1:43 и максимальное соответствие оригиналу.

Сейчас на рынке можно увидеть модели всё той же «Чайки», раскрашенные в цвет милицейских машин с советским гербом на кузове. Даже не эксперту понят­но, что в реальной жизни таких автомобилей не было. ГАЗ-14 выпускался только в чёрном цвете, – уточняет коллекционер. Нестандартного цвета «Чайки» в Совет­ском Союзе были только у генсека Леонида Брежнева и у первой женщины- космонавта Валентины Терешковой, которой подарили белый ГАЗ-13, покрашенный по спецзаказу. Так что коллекционерам, скрупулёзно относящимся к исторической достоверности своих моделей, кроме интереса, нужно иметь ещё и приличный багаж знаний.

У ГРУЗОВИКОВ ЕСТЬ ДУША

Лишь лет 15 назад, после того как был приобретён далеко не один десяток автомоделей, Валерий Блиншев определился с направлением в коллекционировании. Решил собирать грузовые ретроавтомобили. Говорит, современные авто похожи друг на друга, а вот в старых машинах есть душа. Они обладают индивиду­альностью.

Tatra T 148 C3, Skoda LIAZ 706, Mersedes-Benz ZETROZ – в собрании Валерия Викторовича можно увидеть разнообразие импортных моделей. Благо китайцы сейчас выпускают миниатюрные автомобили на любой вкус: гоночные, легковые, грузовые, автобусы. Можно даже найти модели белорусских грузовиков, только стоят они дорого… Иногда цена доходит до 300 долларов. А вот отечественная промышленность моделей не изготавливает.

Как-то поинтересовался, почему наш МАЗ не выпускает масштабные модели своих грузовиков. Ответили – это невыгодно, – не без нотки разочарования в голосе говорит коллекционер. – Между тем в Европе коллекционирование автоминиатюр очень распространено. Видимо, всё зависит от менталитета. Там бережней относятся к своей истории. Причём не только автомобильной. Именно поэтому за границей так же хорошо развито коллекционирование миниатюрных моделей авиатехники, железнодорожного транспорта, военных машин.

НЕМНОГО ПЛАСТИКА И ВДОХНОВЕНИЯ

Есть в коллекции Валерия Блиншева и модели, изготовленные им лично. Началось всё с книги Льва Шугурова «Автомобили России и СССР». Издание было интересное, хорошо иллюстрированное.

Вот я и решил попробовать сделать несколько машинок. Сначала детали моделей вычертил на миллиметровой бумаге, а потом перенёс их на листовой пластик. Дальше: лобзик и надфиль в руки, – с улыбкой рассказывает моделист.

Изготовление маленьких грузовиков достаточно трудоёмкий процесс. Вырезанные из пластика детали затем подгоняются точно друг под друга, склеиваются, шлифуются, грунтуются, потом опять шлифуются и покрываются высококачественной нитрокраской. Не самую последнюю роль в этом деле играет и вдохновение. Здесь, как и у художника, должен присутствовать эмоциональный заряд. Тогда и дело спорится. Как-то Валерий Викторович за пару месяцев сделал пять моделей и два прицепа.

Дебютным самодельным авто в его коллекции стала первая российская грузовая платформа на деревянных колесах «Фрезе». Сейчас на счету моделиста более десятка различных моделей ретрогрузовиков: Я-3, ЯГ-10, ЯГ-7. Каждый выполнен с исторической достоверностью. Добиться этого не так просто. По отдельным модификациям, несмотря на присутствие в нашей жизни Интернета, сведения по-прежнему очень скудны.

ХОББИ СЕМЬЕ НЕ ПОМЕХА

Свою коллекцию Валерий Блиншев хранит дома в специально изготовленных стеллажах. Сотни маленьких автомобилей заботливо выставлены под стеклом по определённым направлениям. Остаётся только удивляться, как сын Валерия Викторовича в детстве не разобрал этот игрушечный Клондайк?

– А у него своих машинок всегда хватало, так что особого интереса к моделям он не проявлял,
– признаётся папа.

Увлечение машинками, говорит Валерий Викторович, никогда не мешало семейной жизни. Супруга с пониманием относится к мирному хобби мужа, хотя, конечно, многие и могут воспринимать его увлечение как детскую забаву. До недавнего времени основными ценителями автомобилей Валерия Блиншева были его друзья. Пока в библиотеке имени Герцена не состоялась персональная выставка коллекционера. На ней он представил грузовые автомобили, предназначенные для выполнения определённых видов работ. И от посетителей отбоя теперь нет. Открыта выставка до 2 марта, вход свободный, так что познакомиться с частью личной коллекции Блиншева могут все желающие.

К слову, автомоделистов в нашем городе не так уж и много.

– Лично я знаю всего человек десять, кто собирает такие модели. В клубе коллекционеров «Юнона», действующем при Городском центре культуры, всё-таки боль­ше тех, кто увлекается масштабными моделями военной техники,– говорит Валерий Блиншнев. Общаться с такими же моделистами, как он, помогают интернет- форумы, где люди делятся фотографиями лучших экземпляров из своих коллекций.

Несмотря на то что уровень детализации масштабных моделей сегодня значительно лучше, чем в былые времена, умельцы-любители тоже могут удивить. На­пример, сделать уменьшенную копию ГАЗ-24 настолько точно и достоверно, что в миниатюрной машинке можно даже увидеть ключик зажигания, торчащий в замке на крошечной цепочке.

РАСПЫЛЯТЬСЯ НЕ СТОИТ

Видимо, плох тот коллекционер, который не желает пополнить своё собрание новыми экспонатами. Наш герой мечтает о том, чтобы в ближайшем будущем приобрести ещё две модели. Это будут грузовики из вышедшей в Европе журнальной серии «Тягачи и полуприцепы».

Рассказывая о своём увлечении, Валерий Викторович подчёркивает, что ему приятно видеть, как люди реагируют на его автомобили.

– По-моему, уменьшенные копии грузовиков никого не могут оставить равнодушным.

Тем, кто тоже хочет собрать собственную коллекцию, он советует прежде определиться, к чему больше всего лежит душа. Сейчас в продаже имеется просто невероятное количество совершенно разных моделей. Скупить всё невозможно, поэтому лучше не распыляться, а с самого начала собирать коллекцию, посвящённую определённой тематике.

Михаил ШЕВЕЛЕВ, фото Вячеслава КОЛОМИЙЦА, Советский район

4231-news2014_24231-news2014_3 4231-news2014_4 4231-news2014_5 4231-news2014_6 4231-news2014_7 4231-news2014_8 4231-news2014_9 4231-news2014_10

По теме

В библиотеке имени Герцена провели благотворительную акцию

Редактор

Состоялось очередное заседание Гомельского городского исполкома

Редактор

Епископ Стефан посетил детскую больницу с подарками

Редактор