2014

Ирина Гончаренко: «Мои ученики в «Танки» не играют»

Ирина Гончаренко: "Мои ученики в "Танки" не играют"

Как работается учите­лю в современной шко­ле?

Можно ли прожить на одну зарплату и этич­но ли педагогу подраба­тывать репетиторством? На эти и другие вопросы мы попросили ответить преподавателя математи­ки гимназии №71 Ирину Гончаренко, которая вы­шла в финал областно­го этапа республиканско­го отраслевого конкурса «Учитель года».

«Равнодушным людям нечего делать в школе»

– Сами выбрали профессию или она вас нашла?

– В школе безумно любила физику. Этот предмет казался чем-то удивительным, потому что наш преподаватель каждую тему раскрывал с горящими глазами. Де­лал это так увлечённо, как только может педагог по призванию. Его силуэт у доски запечатлелся в мо­ей памяти на всю жизнь и стал идеалом, к кото­рому нужно стремиться. Всю свою жизнь я стара­юсь ему соответствовать.

– Помните свой пер­вый урок и ощущения, когда вошли в класс?

– Волнение было, но с ним быстро справилась. И когда с высоты сегодняш­него опыта смотрю на се­бя в те годы, то понимаю, какой я была наивной и неопытной, многое де­лала неправильно. А тог­да казалось наоборот. Я очень благодарна своим старшим коллегам, ко­торые помогли и вывели меня на путь педагога- практика.

– То есть вы хотите сказать, что учителем не рождаются, а стано­вятся?

– Не совсем. Опыт, безусловно, важен. Но главное всё-таки любить профессию и детей. Сей­час модно жаловаться, что у учителей малень­кие зарплата, поэтому, мол, и нет желания хоро­шо работать. Это неправ­да. И говорят так только те, кто не на своём месте. Если ты настоящий учи­тель, то получаешь удо­вольствие от работы и об­щения с детьми. И не смо­жешь себе позволить ра­ботать лучше или хуже в зависимости от размера зарплаты. Хотя, конечно, кто не хотел бы зарабаты­вать больше…

– По-вашему, педа­гог – это сложная про­фессия?

– Безусловно слож­ная, если работать хоро­шо, а не просто работать. Сохранять задор, не те­рять с годами стремле­ние к познанию, самораз­витию, не зацикливаться на уже отработанном ма­териале.

Прийти в школу после вуза и просто плыть по те­чению не получится, ина­че приплывёшь в никуда. Дети, они ведь очень тон­ко чувствуют учителя. И сразу распознают в нём личность, призвание или равнодушие. Равнодуш­ным людям нечего делать в школе.

– Как семья отно­сится к вашей работе? Часто задерживаетесь в гимназии?

– Порой прихожу с ра­боты очень поздно и до­ма продолжаю работать. Мои близкие уже привык­ли. Быть учителем – об­раз жизни. А насколько это сложно и ответствен­но, можно судить по тако­му моему личному приме­ру – дочь профессию пе­дагога не выбрала. Может быть, во многом и потому, что через меня на себе ис­пытала, каково это.

«Трудолюбивым детям никакие репетиторы не нужны»

– Вы преподаёте в среднем звене и у стар­шеклассников. С кем проще работать?

– Когда мне после одиннадцатого дали пя­тый класс, я чуть не за­стрелилась (смеётся). Потом привыкла. С ма­лышами душой отогре­ваешься. Они непосред­ственные.

– Наверное, сейчас гораздо сложнее увлечь учеников и привить им интерес к познанию, ведь вокруг столько со­блазнов увлекательно провести время.

– Конечно, учёба – это большой труд. Нуж­но тратить на неё мно­го времени, уметь ото­двинуть на задний план все свои прихоти и жела­ния. И этому тоже нуж­но учиться. В нашей гим­назии, как бы это пафос­но ни звучало, не учиться просто нельзя. Здесь нуж­но постоянно работать. И у нас прекрасные учени­ки, которые сами тянутся к знаниям. Понимают, что это нужно именно им, а не их родителям и учителям. Доказательство – прак­тически все воспитанни­ки по окончании гимна­зии поступают в вузы.

Но и преподаватели, чтобы добиться такого ре­зультата, работают 24 ча­са в сутки. Рядом с таки­ми учителями, наверное, нельзя вести себя ина­че. Всё воспитывается личным примером, толь­ко так.

– Успех ученика больше зависит от него самого или всё-таки от учителя?

– От совместной рабо­ты. И ещё добавьте в этот дуэт родителей. Без их по­мощи и заинтересован­ности в собственном ре­бёнке никак не обойтись. То есть в школе, да, учи­тель главное звено – на ученика оказывает влия­ние его пример, автори­тет, знания, профессиона­лизм. Но одному ребёнку природа дала больше, и он без труда справляется с поставленными задача­ми, а кому-то, к сожале­нию, меньше, и ему, что­бы достичь чего-то в жиз­ни, нужно приложить го­раздо больше усилий. Вот что должны понимать ро­дители, прежде чем вби­вать в своего ребёнка не­возможное.

– Хорошо, а что кон­кретно нужно делать, как себя вести, чтобы ребёнок преуспевал?

– Не давайте ему опу­стить руки, не ругайте, а поддерживайте и по­могайте поверить в се­бя – вот первостепенная задача родителей. Жёст­кого контроля вообще не должно быть. Всё строит­ся на доверии и взаимоуважении. Контроль ва­жен в начальном звене, и то на уровне помощи в подготовке и проверке до­машнего задания.

– А как вы определя­ете, насколько талант­лив ребёнок? И в каком возрасте можно уже ска­зать, что вот этому уче­нику нужно занимать­ся, скажем, именно ма­тематикой?

– Трудно сказать, всё зависит от каждого кон­кретного ребёнка. Уче­ник может раскрыться и на первом уроке, и в вы­пускном классе, а потом резко поменять свои це­ли. У меня были случаи, когда мои воспитанники, которые занимались углу­бленно математикой, по­ступали на гуманитарные специальности. Ничего плохого в этом не вижу. Нужно давать детям воз­можность самостоятель­ного выбора.

– Часто родители, чтобы их ребёнок по­ступил в вуз, прибега­ют к услугам репетито­ров. Вы поддерживае­те такой способ «подтя­нуть» знания?

– Знаете, сейчас часто можно услышать нарека­ния на учителей, которые подрабатывают репети­торами. Даже со стороны самих родителей. Не го­това ответить, насколько это этично… В принци­пе, почему нет? Ведь это взаимовыгодное сотруд­ничество.

Хотя лично я репети­торством не занимаюсь. Просто нет времени. Это же большая ответствен­ность – брать деньги за то, что ты вложишь зна­ния в чью-то голову. Тог­да уже нет иного выхода кроме как работать на со­весть, с полной самоотда­чей. Получишь ли то же взамен? Большой вопрос. Я убеждена, что трудолю­бивым и целеустремлён­ным детям никакие репе­титоры не нужны. Они всё могут взять в школе.

«Мои ученики в «танки» не играют»

– Сейчас большая проблема – увлечение детей Интернетом, соц­сетями, играми, мультиками и прочим. Как считаете, с этим нужно бороться и какими спо­собами?

– Работать на компью­тере, а не играть – вот мой принцип. Сегодня без компьютерной тех­ники даже образователь­ный процесс сложно себе представить. И ты не ста­нешь успешным, если не будешь владеть ею. Важ­но направить «энергию» в мирное русло. Мои уче­ники в «Танки» не игра­ют. У них на это просто нет времени. Они нахо­дят информацию, реша­ют дистанционные олим­пиады, участвуют в заоч­ных конференциях, соз­дают проекты. Можно и нужно задействовать этот мощный источник инфор­мации для познания и са­мосовершенствования.

– Как вы проком­ментируете выражение, что в сегодняшнем по­токе информации детей нужно учить учиться?

– Вы сейчас озвучи­ли главный принцип мо­ей работы. Дети должны уметь учиться сами – до­бывать информацию, си­стематизировать, анали­зировать. Мои выпуск­ники могут самостоя­тельно работать, обуча­ясь в вузе. То есть не про­сто слушать и конспектировать лек­ции, а собирать, накапли­вать и анализировать ин­формацию. Если ученик зазубрил форму­лу вычисления площади треугольника, поверьте, через пять лет он её не вспомнит. А если пони­мать, из чего она склады­вается и как на неё выйти, формула останется в голо­ве на всю жизнь.

«Через все мои уроки проходит тема исследования»

– Как ваши воспи­танники относятся к гу­манитарным дисципли­нам? Читают ли книги или считают, что им это в жизни не пригодится?

– Нельзя стать хоро­шим, востребованным специалистом без широ­кого кругозора, без уме­ния логически мыслить, обобщать и делать выво­ды. А этого достичь не читая очень сложно. Чте­ние – понятие очень ши­рокое. Можно читать ху­дожественную литерату­ру, можно специальную – это тоже чтение. Глав­ное, что оно нас постоян­но совершенствует.

И без знания иностран­ных языков просто не обойтись. В нашей гим­назии до того, как убрали профили, углубленно из­учался английский язык. И сейчас этому предмету уделяется много внима­ния. Мои воспитанники, например, когда выходят на международные кон­ференции, сначала долж­ны пройти тест на зна­ние английского языка. Так что есть стимул его изучать.

– Кстати, о специа­лизациях и пришедших им на смену факульта­тивных занятиях. Есть мнение, что раз они нео­бязательные, то и ходить на них не нужно.

– Кто хочет учиться, учиться будет. Мои учени­ки работают со мной и во внеурочное время, и дома, их не нужно заставлять. А тот ученик, который не ощущает в себе такой по­требности, которому это неинтересно, введи для него хоть десять профи­лей с обязательным посещением, будет сидеть и счи­тать ворон. Так что всё де­ло в мотивации. Факуль­тативы, профили – это по большому счёту лишь способ организации об­разовательного процесса.

– А всё-таки, не мно­го ли в последнее время перемен в сфере образо­вания? Может, школа должна быть консерва­тивнее?

– Школа вообще должна быть в первых рядах среди новаторов. Подхватывать «с пылу, с жару» новые идеи, мето­ды, развивать новые на­правления в научном зна­нии. Она обязана не про­сто идти в ногу со време­нем, а быть на шаг впере­ди. Ведь обществу нужны люди, которые смогут ве­сти его дальше. А эти лю­ди растут в школе.

– Что самое главное в вашей педагогической практике?

– Через все мои уроки проходит тема исследова­ния. Я уже десять лет за­нимаюсь этим с ученика­ми и убеждена, что только через исследование, прак­тическое познание мож­но приобрести настоя­щие крепкие, системные знания.

Исследовать – одно из основных свойств челове­ческого мышления. Ребё­нок рождается исследо­вателем, он изучает мир. Это потом способность познавать у многих при­тупляется. А мы с учени­ками воспитываем её в се­бе постоянно.

Наша справка

Ирина Гончаренко окончила ГГУ имени Ф.Скорины. Десять лет работает учителем в гимназии №71. Пре­подаёт математику в 5-11-х классах. Неоднократ­но награждалась почётными грамотами и специ­альными премиями Гомельского горисполкома и облисполкома. В том числе премиями Президента Республики Беларусь за особый вклад в развитие способностей одарённых учащихся. Победитель го­родского этапа республиканского конкурса профес­сионального мастерства педагогических работников «Учитель года» в номинации «Физика, астрономия, математика, информатика».

Елена ЧЕРНОБАЕВА, фото Вячеслава КОЛОМИЙЦА, Советский район

По теме

Как предприятия Гомельщины используют возможности Всемирной паутины

Редактор

Выставка работ Лады Щеголевой «АРТЛАДА»

Редактор

Гомельские библиотеки приглашают сверить часы в Зазеркалье и взять автограф у Маяковского