2014

Корреспондент «ГП» побывал на тренировке девятилетних гомельских хоккеистов

И узнал, что быть вратарем — это круто, строгость — мать дисциплины, а экипировку выгоднее заказывать за границей.

Мотивация

«Закончили упражнение? Теперь начинаем делать выпрыгивания. Не ленитесь, я все вижу!» – тренер Василий Белый вывел свою команду на разминку в холл Ледового дворца.

В команде девятилетние и десятилетние воспитанники СДЮШОР-5. Случайный прохожий наверняка принял бы эту веселую компанию за студию танца или секцию по легкой атлетике. Сложно поверить, что лет через десять они будут впечатывать в борт соперников из других профессиональных клубов.

В принципе и сейчас слабо представляется, как этим маленьким и худеньким ребятам удается рассекать по площадке под тяжестью хоккейной амуниции. Есть в команде несколько ребят «в теле», но это, скорее всего, вратари.

— Не угадал, вратари еще не пришли из школы, — поправил меня Василий. — Вообще, у нас все по желанию. Если не хочешь быть нападающим или защитником, никто заставлять не будет. И комплекция при этом не играет никакой роли.

— В детстве, помню, все хотели играть в нападении. Будь то футбол, баскетбол или хоккей. Ведь в представлении ребенка главный тот, кто забивает голы и забрасывает шайбы, а все остальные «бэк-вокалисты».

— У нас тоже такие есть. Сначала рвутся в нападение, а как поиграют немного, говорят «Не, я лучше в защите постою». В моей команде навскидку 30 из 40 ребят хотели стать вратарями. Но это только кажется, что голкиперы весь матч на одном месте стоят. Работа у них не сахар: нервная и очень ответственная.

— Еще говорят, что хоккей — это спорт не для всех. Прежде всего из-за стоимости амуниции.

— Конечно, на родителях лежит большая финансовая нагрузка, но и хоккейная школа старается помогать с коньками, перчатками, шлемами. Есть трусы, щитки, правда, хватает этого добра не всем.

— А можно в десятилетнем возрасте определить, каким будет хоккейное будущее ребенка, суждено ли ему вообще стать профессиональным спортсменом? Может не стоит понапрасну тратить время и деньги?

— Очень сложно. Одни могут раскрыть свой потенциал через несколько лет, у других же, напротив, со временем наметится спад. Шанс нужно давать каждому, а ребенок потом сам поймет, нужен ли ему хоккей. Тем более что мы только первый год участвуем в чемпионате, и многих нюансов этого вида спорта дети просто не понимают. Из 65 ребят, которые пришли в команду в 2011 году, продолжили занятия только 40. Большинство же родителей сейчас мечтают о профессиональной карьере своих сыновей, а не просто о хорошем физическом развитии.

Из холла Ледового дворца тренировочный процесс плавно переместился на трибуны. Мальчишки по команде тренера продолжили разминку пробежкой по ступенькам, а мы тем временем затронули родительскую тему.

— На все соревнования родители выезжают вслед за детьми своим ходом: кто на машине, кто на поезде, — сказал Василий Белый. — Мы в Новополоцк, и они в Новополоцк. В таком возрасте детей еще сильно опекают. Но пройдет время и родители поймут: чадо выросло и уже способно самостоятельно решать многие проблемы.

— Можно выйти? — к тренеру подскочил один из юных хоккеистов.

— Нельзя. Я ведь всегда вам говорю: личные вопросы перед тренировкой решайте.

— На скакалке прыгал.

— Доделаешь упражнение, тогда иди.

Без жесткой дисциплины сделать из мальчика хоккеиста практически невозможно. Это качество в тренере ценят и родители.

— Думаю, они хорошо относятся к моей работе, — продолжил Василий. — А в других группах родители иногда дурят голову разными организационными вопросами. Начинаются разговоры: пусть мой сын играет на этой позиции, а моего поставьте в первое звено и так далее. Лучше бы дома занимались со своими детьми. Заставляли их хотя бы отжиматься и приседать. А то ребенок на тренировке работает вполсилы, а потом приходят мама и командует, что нужно делать.

— Сложно ли найти мотивацию к интенсивным тренировкам для десятилетнего ребенка?

— Самая лучшая мотивация — это попадание в основу. На игру заявляем 22 хоккеиста из 40. Значит, остальным нужно прилагать больше усилий. С кем-то достаточно просто поговорить по душам, дать совет, поддержать. Детей вообще непросто тренировать. Меня друзья часто спрашивают: «Как ты работаешь с ними? Это же сумасшествие!» А мне нравится!

— Желающих заниматься хоккеем не становится меньше?

— Такого наплыва, как раньше, уже нет. 40 человек в группе – это мало, но еще куда ни шло. Мне кажется, вся проблема в том, что родители боятся сделать первый шаг и просто прийти в школу. Ребенок, может, и занимался бы хоккеем с удовольствием, но родители постоянно отмахиваются: мол, не время еще, нужно подумать, денег нет и так далее.

Иваны грозные

После разминки юным хоккеистам предстояла тренировка на льду. «Осталось 19 минут!» — объявил тренер, и ребята побежали в раздевалку. А там все как у взрослых. У каждого хоккеиста отдельная секция, где аккуратно развешены именные свитера.

Кто-то решил украсить свою территорию наклейками, но и без этого в раздевалке полно разных мелочей, призванных поднять у ребят боевой дух.

Например, с десяток мотивирующих надписей на стенах: «Победив свою лень, ты станешь чемпионом».

Вдоль одной из стен висит гирлянда из вымпелов различных белорусских и зарубежных клубов.

О том, что помещение детское, вы узнаете разве что по изображению человека-паука, нанесенного на входную дверь.

— Кто из вас лучший нападающий? — поинтересовался у ребят.

— Либо я, либо он, — переглянулись между собой два парня.

—  А как зовут?

— Мы Иваны, — последовал ответ. — У нас вообще вся первая пятерка только из Вань состоит.

Все дети с большим удовольствием позируют перед камерой.

Чаще всего просят сфотографировать с вратарем. Его массивная и фактурная амуниция очень выигрышно смотрится в любом ракурсе.

Надо сказать, что в полном обмундировании эти ребята уже не кажутся такими маленькими и худенькими.

Хоккеисты начинают тренироваться на льду, а их родители и родственники тем временем собираются в коридоре. Наблюдать за тренировкой им не разрешается, но самые любопытные все-таки проникают на арену «Б».

— Мой отец всегда был любителем хоккея, мне самому нравится этот вид спорта, поэтому и  сына решили отдать в хоккейную школу, — рассказал корреспонденту «ГП» Денис Жихарев, отец одного из игроков. — Здесь царит какая-то особенная атмосфера: интересно не только детям, но и взрослым.

— Это увлечение сильно бьет по карману?

— Да, но приходится приспосабливаться. Амуниция стоит дорого, и поездки на коммерческие турниры влетают в копеечку. Зато школа берет на себя все расходы по участию в первенстве республики, а именно: оплачивает проезд, питание, проживание.

— Ребенок растет и амуницию приходится менять…

— У сына сейчас четвертая пара коньков и второй шлем. Но шлем раздвижной, поэтому прослужит не один год. На первых порах можно обойтись формой подешевле, а вот когда начнутся выступления в чемпионате страны, лучше купить что-то более удобное и топовое. Все зависит от финансовых возможностей. Те же коньки можно купить как за 100 долларов, так и за 600. В Гомеле, правда, выбор не ахти, да и цены кусаются. Поэтому приходится заказывать в Интернете, либо покупать бэушную форму, оставшуюся от ребят постарше. Но это не каждодневные затраты, можно и потерпеть.

— Нужно брать хорошую экипировку, — считает мама юного хоккеиста Зинаида Лапина.

— Шайба может попасть в незащищенный участок тела, и травмы не миновать. Конечно, все новое стоит очень дорого: только за коньки придется выложить 400 долларов. Но в последний раз амуницию мы заказывали из Америки по Интернету.

— Не боитесь, что из-за постоянных тренировок у ребенка не будет детства?

— Знаете, это в любом случае лучше, чем дома за компьютером сидеть.

Дмитрий Радзивон, фото автора, Гомельская праўда

4405-news2014_1 4405-news2014_2 4405-news2014_3 4405-news2014_4 4405-news2014_5 4405-news2014_6 4405-news2014_7 4405-news2014_8 4405-news2014_9 4405-news2014_10 4405-news2014_11 4405-news2014_12 4405-news2014_13 4405-news2014_14 4405-news2014_15 4405-news2014_16 4405-news2014_17 4405-news2014_18 4405-news2014_19 4405-news2014_20

Метки:
5