2014

О первом водителе гомельского троллейбуса рассказал её сын

О первом водителе гомельского троллейбуса рассказал её сын

Лидия Ивановна Ткачук – водитель первого троллейбуса в Гомеле – всегда считала свою профессию романтичной, интересной и ответственной.

Ранним утром она каждый раз, как в первый, встречала рассвет за рулём троллейбуса, дарила улыбки пассажирам, приветствовала просыпающийся город. Лидии Ивановны уже нет в живых, но и сейчас коллеги, ученики, родные, близкие вспоминают о ней как о человеке, преданном своей работе, профессионале своего дела.

Благодаря читателям «ГВ», мы отыскали сына Лидии Ткачук, который поделился с нами воспоминаниями о матери.

– Мама родилась 23 мая 1936 года в Одесской области, – рассказывает Вячеслав Васильевич. – Из родного села Гербино она приехала в Гомель вместе со своей школьной подругой. Девушки собирались поступать в торговое училище, но успешно сдать экзамены удалось только матери. Недолго думая, она из женской солидарности забрала документы, и девчата начали свою трудовую деятельность продавцами в магазине. А спустя несколько месяцев мама познакомилась с будущим мужем – моим отцом, Василием Петровичем Коротким.

Тем временем в 1961 году было принято решение пустить в Гомеле троллейбусное движение и набрать группу будущих водителей троллейбусов для стажировки в Минске. После семейного совета в эту группу записались мать, отец и брат отца – дядя Володя. А через полгода, закончив благополучно курсы, они вернулись в родной Гомель с правами водителей.

20 мая 1962 года, накануне маминого дня рождения, руководство троллейбусного парка доверило ей, как единственной женщине среди водителей, закончивших курсы, открыть троллейбусное движение в Гомеле. В газете «Встречная полоса» сохранились воспоминания Лидии Ткачук: «В моей памяти навечно останется тот день, когда в нашем городе открылся первый троллейбусный маршрут. Горожане по случаю этого события устроили настоящий праздник от троллейбусного парка до железнодорожного вокзала (маршрут № 1). Всюду выстроились люди, играл оркестр, все радостно приветствовали троллейбус и осыпали его цветами. А впереди ехала машина ГАИ».

Это был действительно знаменательный день. Мать говорила, что волнение испытывала очень сильное, но ровно до тех пор, пока не объявила первую остановку, потом всё пошло как по маслу. Первый рейс был для всех желающих бесплатным. Новый транспорт необычно отличался от привычных машин плавностью движения, бесшумностью хода, что для людей было новинкой и казалось полётом на космическом корабле. Жители города, пришедшие на открытие троллейбусной линии, были в восторге, бросали вверх цветы, головные уборы, поздравляли друг друга. Благодарили водителя, желали счастливого пути, радостно кричали: «Ура!»

Мама рассказывала, что, начав работать водителем троллейбуса, сразу почувствовала себя человеком «на своём месте». Для неё это было не только почётно, но и приятно, легко – с большой машиной она была как одно целое. Несмотря на то, что рабочий день в первую смену начинался в пять утра, а во вторую заканчивался после часа ночи, мама никогда не жаловалась на нехватку времени, стойко переносила трудности быта. Хотя, на самом деле, управляя троллейбусом, нужно внимательно следить не только за дорогой, но и как расположена электрическая линия, как открываются, закрываются двери, проходят пассажиры, объявлять остановки, продавать абонементные талоны, предоставлять информацию, контролировать график движения, при необходимости переставлять штанги, переходя на другую линию. За 40 лет работы у мамы не было ни одного случая аварии на дороге по её вине. Что характеризует маму не только как ответственного, компетентного работника, но и как внимательного, сосредоточенного на своих действиях человека, умеющего принимать быстрые решения в нестандартных ситуациях на дороге.

В первых моделях троллейбусов в рулевом управлении не было устройства, облегчающего повороты руля, и часто, приходя после работы, мама клала на стол руки, которые от напряжения были тверды, как дерево, и просила их массажировать. Был период, когда она хотела оставить работу и уехать на родину, но тогдашний руководитель троллейбусного парка её удержал. Маме дали служебную квартиру, а вскоре наградили Орденом Трудовой Славы. Далее её труд ещё неоднократно отмечали почётными званиями и медалями.

Мать практически жила работой. Она пользовалась заслуженным авторитетом в коллективе, подготовила много квалифицированных водителей, работая наставником, всегда ставила интересы коллектива выше личных и, если было нужно для дела, в любое время суток шла на работу.

2003 год был трудным для нашей семьи. Мама тяжело заболела и спустя год ушла из этой жизни, практически до последнего оставаясь верной своей работе.

Прошло десять лет, как матери нет с нами, в троллейбусном парке её знают и помнят. Хотелось бы поблагодарить профсоюзный комитет горэлектротранспорта и руководство Гомельского городского ЖКХ за содействие в установке памятника водителю, начавшему троллейбусное движение в Гомеле, – Лидии Ивановне Ткачук.

* * *

Редакция «ГВ» благодарит за помощь в подготовке материала Евгению Зезюлю, мастера конечной станцииКУП «Горэлектротранспорт».

Чернявская Ирина, фото автора, Гомельские ведомости

4558-news2014_2 4558-news2014_3 4558-news2014_4

По теме

Активисты «Белой Руси» поздравили мам, родивших малышей в День Независимости

Редактор

Торговый центр площадью 9 844 квадратных метра появится в Гомеле

Редактор

17 сентября в ГЦК презентуют короткометражный фильм «Испытание»

Редактор