2014

В Гомеле лечат детей сказками

Сказки… Волшебный и притягательный мир.

Они пришли к нам из глубины веков и применялись для обучения и целительства ещё задолго до того, как психотерапия превратилась в профессиональное занятие. Сегодня можно говорить о методе сказкотерапии, или лечении сказкой. Практический психолог, старший преподаватель Гомельского областного института развития образования Ирина Стишенок рассказала «Гомельским ведомостям» об этой уникальной методике.

– Ирина Владимировна, много слышала о лечении сказкой и всё же хочется узнать из первых уст, что же такое сказкотерапия?

– Сказкотерапия – это метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Сказка помогает связать волшебную историю с реальной жизненной ситуацией, в которой человек находится, и активизировать собственные внутренние ресурсы. Лечением сказкой я занимаюсь пятнадцать лет, с тех пор, как познакомилась с этим интересным методом, получая профессию практического психолога. Сегодня пишу психологические сказки, составляю из них тренинговые занятия. Когда подготовленного материала становится достаточно для оформления книги – создаю её. Так появилось две книги: «Сказкотерапия для решения личных проблем» и «Из гусеницы в бабочку».

– Чем отличаются психологические сказки от обычных, привычных нам?

– Во-первых, такие сказки создаются, в основном, психологами, и они имеют определённую направленность: самопознание, коррекция поведения, познание внутренних процессов души, осмысление своего пути. Они не назидательны и всегда хорошо заканчиваются.

– Сказки для детей – это понятно, но вы пишете и истории для взрослых.

– Сказки для родителей отвечают на актуальные вопросы, с которыми многие сталкиваются при воспитании детей, и предлагают эффективные способы разрешения сложных ситуаций. Так, в занятиях со взрослыми хорошо применять рассказы, помогающие раскрыть глубинный смысл происходящих с ними событий, увидеть это со стороны жизни духа. Они о проблемах жизни и смерти, об отношениях к потерям и приобретениям, о любви и пути.

– Насколько эффективна методика сказкотерапии?

– То, что образы сказок обращаются одновременно к двум уровням психики: сознанию и подсознанию, даёт особые возможности для работы. Слушая или читая сказочные истории, человек накапливает в своём бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». На примере героев сказок у него происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем.

– Можете рассказать о результатах применения сказкотерапии на конкретных примерах?

– Как вы уже поняли, с помощью сказки можно вести беседу с душой человека. В необычной, метафорической форме гораздо легче увидеть и принять свою проблему: не так страшно, больно или обидно. Так, на одной из консультаций девушка, находящаяся в депрессивном состоянии, отметила, что чувствует себя, как сухое сломанное дерево, и не знает, как жить дальше. Последующая работа с ней проводилась с использованием озвученной метафоры. На консультации, изобразив сухое дерево чёрным цветом, девушка «вдруг» обнаружила, что под ним живёт букашка, которая может выбраться, прийти на поляну, где много зелёной травы, отдохнуть, восстановить силы и продолжить свой путь. В дальнейшем эта букашка нашла людей и построила с их помощью целый город.

Бывает, что человек очень сильно сопротивляется принятию реальной ситуации, в которой он находится. И здесь можно прочитать ему сказку, где описаны похожие события, но с другими главными героями. В процессе консультирования бывает полезно предложить человеку написать собственную сказку. Был случай, когда на приём пришла молодая женщина с десятилетним сыном с жалобой на то, что в последнее время мальчик стал бояться темноты. На одном из занятий ребёнку было предложено сочинить сказку. Он сочинил две. Одну из них под названием «День и Ночь» я бы хотела привести в пример: «Ночь закрыла День и на всю землю легла. Но День попросил: «Пусти меня», и Ночь ушла. И стали они по очереди приходить. Ночь тоже нужна, чтобы люди спали».

– Кому показана сказкотерапия, и можно ли применять этот метод для людей с невротическими расстройствами и соматическими заболеваниями?

– Техника использования сказок, метафор и сочинения историй может быть очень ценной в работе с теми, кто обладает живым воображением. При этом условии сказку можно использовать с людьми, страдающими разными невротическими расстройствами, сопровождающимися страхами, депрессией, тревогой, агрессивностью, а также в консультировании жертв эмоциональной и физической травматизации. Ведь многие болезни и невротические расстройства возникают вследствие неразрешённых проблем, которые, образно говоря, «давят» на человека и не дают ему свободно дышать. Поэтому коррекционные сказки в данном случае должны быть связаны с образным сбрасыванием груза, преодолением препятствий, выносливостью, проявлением гибкости в мышлении, ясности в определении цели и настойчивостью в её достижении.

– Кстати, недавно на четвёртом Берлинском Международном литературном конкурсе «Лучшая книга года 2014» в номинации «Прикладная литература» ваша книга «Из гусеницы в бабочку» заняла третье место. Расскажите об участии в конкурсе, о впечатлениях от победы.

– Предложение поучаствовать в конкурсе поступило от Натальи Слядневой, учредителя и главного редактора журналов «Метаморфозы», «Мир животных», «Эколог и Я». Кстати, на этом конкурсе Наталья Евгеньевна отмечена специальным дипломом «Лучший издатель 2014-го года». Конечно, то, что моя книга отмечена на таком престижном конкурсе, для меня стало очень приятной и радостной новостью.

– Ирина Владимировна, подытоживая нашу беседу, скажите, что для вас сказка?

– Это и метод работы, и творчество, и сама жизнь…

Астапенко Ольга, Гомельские ведомости

По теме

Гомельские предприятия привезли 21 медаль с выставки

Редактор

Почему забыли о знаменитом гомельском подпольщике Александре Исаченко?

Редактор

Новый учебный год в вопросах и ответах

Редактор