2014

Как ребёнку адаптироваться к детскому саду и школе

Как ребёнку адаптироваться к детскому саду и школе

Первое сентября не за горами, совсем скоро школьные классы и группы детских садов заполнятся маленькими гомельчанами.

Родители готовятся основательно: закупка ручек, тетрадок, новых брюк и рубашек уже началась. Вот только многие забывают о психологической подготовке своих детей к совершенно новому для них жизненному этапу. А ведь поступление в детский сад или в первый класс школы – событие волнительное и ответственное. В один день в жизни ребёнка меняется всё: социальное окружение, распорядок дня, правила поведения. Как помочь малышу с адаптацией, как подготовить его ко всем изменениям, что при этом говорить и делать родителю? С этими и другими вопросами «Гомельские ведомости» обратились к педагогу-психологу ГУО ясли-сад № 152 Людмиле Сидоренко.

Дошколятам знать полезно

– Людмила Владимировна, как родителю подготовить ребёнка к детскому садику?

– Чтобы малышу было комфортно в детском саду, он должен обладать элементарными навыками самообслуживания: садиться на горшок, одевать штанишки или не сопротивляться при одевании, держать ложку, понимать взрослого. Ребёнок поступает в детский сад в два–три года, в любой литературе по развитию прописано, что он должен уметь к этому возрасту. Главная проблема в другом: психологически подготовиться маме к тому, что придётся отдавать ребёнка на целый день. А с этим, как показывает практика, и возникают вопросы. Конечно же, ребёнок испытывает определённый стресс, попадая в новую среду, но ещё больший стресс испытывает его мама. Потому что до этого времени она находилась с ним в слиянии, и без её помощи, как ей кажется, её чадо обойтись не может. Но к возрасту трёх лет в сознании маленького человека происходит кризис, он начинает стремиться делать всё сам и даже понимать, что может выполнять какие-то действия без мамы. Кстати, от трёхлетнего ребёнка часто можно услышать: «Я сам!» И приблизительно на этот период и попадает первое серьёзное отделение – поступление в детский сад. Я могу сказать точно, что это положительный период. Если малыш по медицинским показателям (сад не показан деткам, часто болеющим, с аллергическими реакциями и так далее) «садовый», то однозначно, дошкольного учреждения избегать не нужно.

В детских садах Гомеля каждый год примерно с февраля начинаются досадовое посещение, «мамина школа». Ребёнка приводят на несколько часов в дошкольное учреждение, приучают. С мамами также ведутся беседы, консультации. Самые часто задаваемые вопросы и страхи у родителей: будет ли мой ребёнок накормлен, не будет ли он ходить «мокрым», не будет ли плакать? И первое, чему учит психолог в детском саду, это доверять воспитателям и учреждению, ведь иначе просто нельзя. Что касается детских слёз во время адаптации, то тут никакого секрета нет: дети будут плакать, потому что разлука происходит в первый раз и она болезненна. Процесс адаптации к детскому саду идёт от двух недель до нескольких месяцев. И задача педагогов и родителей сделать этот период комфортным и незаметным.

Одной из основных рекомендаций по адаптации к детскому саду является следующая: «Будьте наблюдательны!» Мамы должны уметь считывать реакцию своего ребёнка, понимать, что с ним происходит в данный момент, какие чувства и эмоции он испытывает. И осознавать, каким образом она может ему помочь. Если после начала посещения детского сада малыш стал плохо спать, чаще обычного просыпаться, то это первый признак стресса. Но пугаться в таких ситуациях не стоит. Это совершенно обычная реакция на перемены и новую, неизвестную ситуацию, в которую попал ваш малыш. Мама в этот период должна постараться как можно больше времени уделять своему чаду, жалеть его, быть внимательной и ласковой. Если требуется, перед сном посидите с ребёнком подольше, сделайте ему лёгкий массаж, ванночку с валерианой. И ещё очень важно не относиться негативно к детскому саду. Все эмоции взрослых и настроения легко усваиваются и передаются маленьким деткам. Поэтому запомните: идёте в садик – улыбайтесь, говорите о том, как малышу будет сегодня там интересно и весело, что вы рады его самостоятельности и взрослости, что вы обязательно увидитесь вечером, заберёте его домой.

Рекомендации родителям:

1. Будьте сами готовы расставаться с ребёнком на весь день, доверять педагогам, не испытывать стресса и не волноваться.

2. Поговорите с ребёнком о предстоящем событии с позитивной стороны. Не делайте акцента на том, что это гиперважно или ответственно. Ответьте на все его вопросы, расскажите, почему дети ходят в детский сад и чем они там занимаются.

3. Подробно расскажите ребёнку о режиме дня в детском саду, о том, что и в какой последовательности он будет делать без вас. Чем подробнее вы будете проговаривать это своему малышу, тем спокойнее и безопаснее он будет себя чувствовать.

4. Подготовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Погуляйте с ним в людных местах – парках, скверах, на детских площадках. Попробуйте познакомиться вместе с ним с другими детьми и мамами. Понаблюдайте, как ведёт себя ваш ребёнок со сверстниками: стесняется, замыкается, дерётся, чувствует себя комфортно.

5. Во время адаптационного периода поддерживайте своего малыша эмоционально. С поступлением ребёнка в детский сад вы стали меньше общаться, компенсируйте количество общения качеством. Чаще обнимайте ребёнка, жалейте, разговаривайте с ним о его чувствах, говорите ему, что понимаете и поддерживаете его.

Первоклашки,на старт!

– Как проходит адаптация у первоклашек, как легче пережить этот момент?

– Если малыш с ясельной группы детского сада выстраивал коммуникации, познавал и развивался, то ему будет не так уж и трудно привыкнуть к школе. Дошкольное обучающее пространство начинается как раз-таки с ясель. Старшие группы детского сада, в которых занимаются дети от 5 до 7 лет, готовятся переходить в новое пространство от игровой деятельности к обучающей. Воспитатели, психологи и все, кто работает в этот период с детками, ориентированы на то, чтобы помочь ребёнку перейти к обучающему пространству. И в этот период важным моментом является, скорее, не то, будет ли ваш малыш уметь считать и писать, а его психологическая и интеллектуальная готовность к первому классу. Психологическая – умение выстраивать отношения со сверстниками и учителями, комфортно чувствовать себя в новом статусе, а интеллектуальная – развитие его познавательных процессов. Воображение, память, внимание, мышление, волевые компоненты должны быть развиты в определённой степени, чтобы ребёнок мог успешно осваивать материал, познавать и развиваться и чтобы весь этот процесс не был для него болезненным и диcкомфортным. Поэтому самый главный совет родителям: развивайте своё чадо, учите его мыслить и рассуждать, занимайтесь с ним, играйте. Но не стоит, конечно же, забывать, что мозг человека сам регулирует, когда и в какой мере ему развиваться. Мы можем только помочь и направить. Не нужно требовать от двухлетнего малыша того, к чему его сознание просто не готово, например, логических умозаключений и другого.

Формировать и воспитывать интеллект в детском саду, тем самым подготавливая сознание, можно с помощью игры «Марсианин». Я часто играю с детками в эту игру. Вы рассказываете своему малышу, что вы марсианин и прилетели с другой планеты, и, к сожалению, не знаете и не понимаете многих вещей, просите ребёнка помочь вам и объяснить некоторые из них. К примеру: «Я случайно услышал от Серёжи слово «велосипед». Но что это такое?» И тут вам начинают рассказывать, что велосипед ездит, у него есть колёса, руль и сидение. Вы всё равно делаете вид, что не понимаете, ведь у машины тоже есть колёса, руль и сидение, и почему тогда велосипед не машина? Просите ребёнка объяснить отличия, схожие качества. И, если малыш вам отвечает, то в этот момент включаются многие процессы: сравнение, обобщение и анализ. Не обязательно, конечно, усаживать перед собой ребёнка и заставлять его играть с вами, легко и ненавязчиво можно включить малыша в это занятие по дороге в детский сад или школу, во время прогулки.

Рекомендации родителям:

1. Не переусердствуйте в подготовке ребёнка: писать, считать, складывать и вычитать его научат в школе. Уделите внимание эмоциональному компоненту, развитию волевых качеств и умению налаживать коммуникации как с детьми, так и со взрослыми.

2. Спокойно и рассудительно относитесь к новому этапу в жизни вашего ребёнка. Соблюдайте режим дня, укладывайте спать и будите ребёнка в одно и то же время. Рассчитайте время, за которое он должен собираться в школу, делать уроки, смотреть телевизор и так далее.

3. Старайтесь не говорить дочери или сыну фразы типа: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы не было плохих отметок!» Поддержите ребёнка тёплыми и доброжелательными словами, говорите ему, что вы верите в его успехи, что у него всё получится. После школы не забрасывайте его вопросами, дайте ему возможность расслабиться, переключиться, отдохнуть. Если вы будете внимательным родителем, то малыш вам сам расскажет о хороших и плохих событиях в школе. Если ваш ребёнок хочет с вами чем-то поделиться и рассказать, не отмахивайтесь от него, внимательно выслушайте и дайте свою оценку.

4. Поощряйте любознательность и стремление к успехам своего малыша. Незаметно и ненавязчиво помогайте ему в возникающих трудностях, стараясь оставлять «поле» для самостоятельных решений. Выстраивайте отношения с ребёнком как равный с равным.

Торикова Катерина, фото: Анна Пащенко, Гомельские ведомости

По теме

В Гомеле впервые прошла интерактивная мультимедийная экологическая акция

Редактор

11 июня возобновит работу Гомельский аэропорт

Редактор

Научно-практическая конференция стартовала в гомельском медуниверситете

Редактор