2014

Когда Гомель избавится от пробок и внедрит «электронный проезд»

Когда Гомель избавится от пробок и внедрит «электронный проезд»

Сегодня жители областно­го центра активнее использу­ют личный транспорт, чем об­щественный.

Отсюда заторы в центре, проблемы с парковка­ми и ухудшающаяся экологи­ческая обстановка. Чтобы из­менить ситуацию, городские власти (а они являются заказ­чиком всех пассажирских пере­возок в Гомеле) обратились за помощью к учёным БелГУТа. По их мнению, троллейбусы и автобусы при определённых условиях могут составить кон­куренцию личному автомоби­лю. Эту перспективу, а также текущее положение дел в сфе­ре общественного транспор­та обсудили за круглым сто­лом представители УГАИ УВД Гомельского облисполкома, отдела ЖКХ Гомельского гор- исполкома, КТУП «Гомель- облпассажиртранс» и БелГУ­Та. Предложила собраться та­ким составом депутат горсове­та Алла Невзорова.

К экспериментам готовы

В Гомеле порядка 500 еди­ниц общественного транспорта. Ежедневно выходят на линию 175 троллейбусов и около 300 автобусов. Социальный стан­дарт — 4 единицы на 100 тысяч населения — выполняется и да­же немного превышен. Где пас­сажиропоток наибольший, а на каких маршрутах салоны полу­пустые, постоянно отслежива­ют автобусные парки. Основы­ваясь на их данных, на маршру­ты добавляются транспортные единицы либо снимаются, кор­ректируются сами маршруты.

Много предложений по­ступает от горожан. По мне­нию начальника отдела ЖКХ Гомельского горисполкома Максима Попова, они своео­бразный катализатор ситуации на дороге. Каждое обращение детально изучается. Если оно имеет рацию, вносятся изме­нения в расписание движения и даже открываются новые маршруты. Максим Михайло­вич привёл свежий пример по экспериментальному маршру­ту 52-Э и 53-Э «Технический университет кольцевой»:

— В горисполком обратил­ся частный предприниматель с предложением осуществлять перевозку по кольцу Советско­го района: проспект Октября — Косарева — Речицкий про­спект — Междугородная — Бо­рисенко — Барыкина, Хмель­ницкого — проспект Октября. Вместе с ГАИ и автопарками изучили возможность пойти на эксперимент.

Процедура согла­сования и сбора необходимых документов заняла около четы­рёх месяцев. Конкурс среди перевозчиков был назначен на 28 ноября. Но что удивительно, инициатор на него не заявил­ся. Зато это сделали автопарки №6 и №1, разрешение получи­ли оба. Маршрут начнёт функ­ционировать ориентировочно с 15 декабря, работать на нём бу­дут пока два автобуса категории М3.

Автобусам приоритет?

Сергей Аземша, кандидат технических наук, доцент, заве­дующий кафедрой «Организа­ция дорожного движения» Бел­ГУТа, предлагает оценивать предложения граждан с точки зрения науки. Существуют спе­циальные компьютерные про­граммы, с помощью которых можно моделировать дорож­ную ситуацию и перенаправ­лять транспортные потоки.

— Чтобы программа рабо­тала, необходимо владеть ин­формацией. Знать центр тяго­тения — в нашем случае это заводы, фабрики, жилые микрорайоны, ку­да едут или откуда возвраща­ются горожане. Вместе с эти­ми параметрами вводятся дан­ные, сколько человек и к како­му времени должны прибыть или убыть из центров тяготе­ния. Смоделировав нагрузку на общественную сеть транспор­та, программа сразу «высве­тит» проблемные места — за­торы и так далее.

Вообще, если заглянуть в историю, с транспортны­ми проблемами многие стра­ны сталкивались уже давно. Причина в росте потребности населения передвигаться на личном авто. В 2000 году в Беларуси было 140 автомобилей на тысячу че­ловек, в 2013 — 350. Зарубеж­ный опыт показывает, что при достижении цифры в 400 авто­мобилей на тысячу человек, ес­ли ничего не делать, крупные города станут одной большой транспортной пробкой.

Существует два подхода в решении проблемы. Первым в своё время воспользовались США. Они развивали дороги, вкладывали большие деньги в многоуровневые транспортные развязки. Из-за этого территории, которые могли использоваться на социаль­но значимые нужды, оказались под дорогами. А через 3-5 лет на новых дорогах образовыва­лись новые транспортные за­торы.

В 90-х американцы пошли по второму пути, который ещё в 60-е годы выбрала Германия. Суть его в альтернативе лично­му автомобилю. Немцам пред­ложили пересесть в качествен­ный общественный транспорт.

Что значит «качество» в представлении гомельчан? Сту­денты БелГУТа в прошлом го­ду опросили горожан, которые пользуются личным автомо­билем и общественным транс­портом. На вопрос, чем вас не устраивает общественный транспорт, респонденты отме­тили низкую скорость и ком­форт. Действительно, средняя эксплуатационная скорость об­щественного транспорта по Го­мелю порядка 20 км/ч.

Гомельские ученые изучи­ли опыт работы транспортной системы Рима, Афин, Лондона. Средняя скорость их наземно­го общественного транспорта 30-35 км/ч. Этот фактор вкупе с комфортом зачастую стано­вился причиной перехода пас­сажиров с личного автомоби­ля на общественный транспорт.

— Нужно вести более сба­лансированную транспортную политику, нельзя бесконечно строить дороги, — сделал вы­вод Сергей Александрович. — Безусловно, они тоже нужны, но бесконечно расширяться не получится, нужно сделать так, чтобы было выгодно ездить на общественном транспорте.

Для наглядности доцент БелГУТа привёл пример:

— Представьте, что нам нужно перевезти 100 человек легковым автомобилем или од­ним автобусом МАЗ-203 на 10 километров. В среднем, в ав­томобиль садятся 2 человека. Значит, нужно взять 50 авто­мобилей или один автобус. На расстоянии 10 км разница по расходу топлива составит поч­ти в 20 раз, по занимаемому в движении месту на полосе: 50 машин — 200 метров, автобус — 36. Вдобавок, от автомоби­лей будет в 18 раз больше вред­ных выбросов. Идеализирова­но, но всё же.

Навигация маршруток

Чтобы программа модели­рования транспортных пото­ков работала, в Гомеле нуж­но охватить диспетчеризаци­ей сеть частных перевозчи­ков и внедрить «электронный проезд». Происходить это бу­дет поэтапно. Ближайшая пер­спектива — диспетчеризация маршрутных такси.

Александр Андрианов, пер­вый заместитель генерального директора КТУП «Гомельоблпассажиртранс», сообщил, что сейчас система, работа­ющая на основе смартфонов, внедряется в Речице. С нового года её опробуют гомельские маршрутки. Со всеми перевоз­чиками уже есть предваритель­ная договорённость о необхо­димости внедрения системы. По их карману нововведение почти не ударит: навигацион­ный терминал стоит около мил­лиона, его облуживание — по­рядка 100 тысяч в месяц.

— Диспетчеризация позво­лит контролировать работу маршрутных такси, отслежи­вать, какие машины выходят в рейс, соблюдается ли график движения, — уточнил Алек­сандр Иванович. — Впослед­ствии систему дистанционно­го контроля над маршрутны­ми такси объединят с анало­гичными, уже действующими в автопарках и на предприятии «Горэлектротранспорт». В дальнейшем с учётом опы­та Минска и Москвы, а также дальнего зарубежья, будет вне­дряться «электронный проезд».

Александр Андрианов с удо­влетворением отметил, что в Гомеле сложилась сеть част­ных перевозчиков, их сме­няемость незначительная. Если уходят, то на пенсию. Желающих занять их место всегда много. Для этого «Гомельоблпассажиртранс» по пору­чению горисполкома органи­зует конкурсы среди перевоз­чиков. В нынешним году в них, как правило, заявлялись маши­ны 2013 года выпуска. Кстати, машина, которая побеждает, и должна выходить на маршрут. Резервному авто позволено ра­ботать не более 7 дней.

Советская станет шире

— Лишь запрещающими мерами грамотно организо­вать движение не получится, поэтому постоянно вносим властям предложения по ор­ганизации дорожного движе­ния. К примеру, на улице Со­ветской есть места, где в час пик образуются пробки. Есте­ственно, не часовые, как в Мо­скве, но перекрёсток удаётся проехать лишь на третье пе­реключение зелёного сигнала. ГАИ уже внесла предложения горисполкому о расширении улицы, где это представляет­ся возможным. Речь идёт об участках от улицы Рогачёвской до площади Восстания, от пло­щади Восстания до улицы Пушкина, от улицы Пушкина до улицы Ирининской, — сооб­щил о планах следующего года начальник областной ГАИ Игорь Макушенко.

— Автомобилизация населе­ния постоянно растёт. За по­следний год прирост по Гоме­лю составил 12 тыс. транспорт­ных средств. Всего же в област­ном центре зарегистрировано 150 тыс. автомобилей. Инфра­структура за этими цифрами не успевает. Хотя нельзя не отме­тить и сделанное в этом направ­лении: в конце ноября было от­крыто движение по новым по­лосам на улице Барыкина. Про­делана действительно боль­шая работа. Кстати, здесь придется устано­вить камеры фотофикса­ции. Имея по три полосы дви­жения в каждую сторону, в перспективе видим рост ДТП, даже с учётом под­земных переходов.

Развиваться по науке

До сих пор при развитии транспортной инфраструктуры власти руководствовались ген­планом, утвержденным в 2003 году. Однако за последние не­сколько лет ситуация в городе значительно изменилась. Уве­личение числа автомобилей, находящихся в частном поль­зовании, привело к необходи­мости пересмотреть действую­щую схему с учётом возросших транспортных потоков, пасса­жирооборота и других аспек­тов с перспективой развития до 2020 года.

Суть новой концепции уточ­нила Алла Невзорова, предсе­датель постоянной комиссии по промышленности, строи­тельству, транспорту и ком­мунальной собственности Гомельского городского Сове­та депутатов:

— Строительство новых жи­лых микрорайонов, производ­ственных зон, удалённых от центра, поднимает ряд новых проблем. В настоящее время идёт динамичное развитие го­родской сети, но если смотреть на перспективу, оно не доста­точно полно отражает те но­вые направления, которые воз­никают в связи с автомобили­зацией. В развитии транспорт­ного комплекса Гомеля требу­ется применение научно обо­снованных подходов при стро­ительстве новых и модерниза­ции уже существующих авто­дорожных сетей.

Светлана КОЛОМИЕЦ, фото Вячеслава КОЛОМИЙЦА, Советский район

По теме

Гомельский облисполком выделил средства на повышение тарифных окладов медикам

Редактор

На Гомельщине наблюдается рост рождаемости

Редактор

Гомельские студенты приняли участие в уборке парка

Редактор