2015

Здания Гомеля, о которых вы не знали. Потери времен Великой Отечественной войны. Часть 2

Здания Гомеля, о которых вы не знали. Потери времен Великой Отечественной войны. Часть 2

Во второй части рассказывается о Центральных банях Рудзиевского, гимназии Ратнера и клубе железнодорожников.

Центральные бани Рудзиевского

Здание центральной бани был построен в 1898 году и находился на улице Фельдмаршальской (ныне Пролетарская). В то время здание было одним из наиболее ярких представителей кирпичного стиля в Гомеле.

Баня — одно из первых сооружений в Гомеле, к которым было подведено электричество. После революции здание было конфисковано и использовалось для нужд воинских частей. В 1920-х годах центральную баню передали коммунальному тресту, но из-за чудовищного внутреннего положения она длительное время простояла закрытой. После восстановления оборудования баня проработала до начала военных действий 1941 года. Во время одного из авианалетов здание получило серьезные повреждения и не восстанавливалось.

Сегодня на этом месте находится скромный двухэтажный дом, который возведен в 1960-х годах.

Центральные бани на открытке начала ХХ века (из книги В. Телеша «Города Беларуси на старых открытках»)
Центральные бани на открытке начала ХХ века (из книги В. Телеша «Города Беларуси на старых открытках»)
На этом месте располагались центральные бани
На этом месте располагались центральные бани

Гимназия Ратнера

Здание гимназии с торговыми заведениями на первом этаже спроектирован самым знаменитым гомельском архитектором Станиславом Шабуневским. В начале 1909 года он стал компаньоном Самуила и Йоселя Шановичей во владении этим домом. Определенное время в нем прожил и его создатель.

Здание удачно оформило угол улиц Румянцевской (сейчас Советская) и Александровской (Комсомольская), на этом месте сегодня находится жилой дом с магазином «Солнечный». На первом этаже располагались торговые лавки, аптека, парикмахерская Фрадкина. Гимназия находилась на втором этаже. Она была основана доктором Ратнером и предназначалась для мальчиков еврейского происхождения. В 1920 году ее переоборудовали в железнодорожную школу второй ступени, но в том же году школу выселили и разместили почту военного ведомства.

В годы войны бывшая гимназия пострадала от ударов немецкой авиации. Как и в большинстве зданий в центре города, в нем выгорели междуэтажные перекрытия и к моменту освобождения города от дома осталась одна «коробка». Во время проведения восстановительных работ здание было разобрано.

Асимметричные фасады с разнообразным лепным декором, живописно расположенные оконные проемы и активный силуэт делали это здание одним из самых ярких на улице Румянцевской. Если бы он сохранился до наших дней, его можно было бы смело считать визитной карточкой гомельского модерна.

В начале 1950-х годов архитектором Валентином Ждановичем по двум сторонам улицы Комсомольской были построены две симметричные полукруглые жилые дома в стиле советского классицизма.

Здание гимназии Ратнера после освобождения Гомеля в 1943 году (из фондов Гомельского дворцово-паркового ансамбля)
Здание гимназии Ратнера после освобождения Гомеля в 1943 году (из фондов Гомельского дворцово-паркового ансамбля)
На этом месте располагалась гимназия Ратнера
На этом месте располагалась гимназия Ратнера

Клуб железнодорожников

В Гомеле в первой половине 1920-х годов появилась необходимость строительства общественно значимых учреждений. Одним из первых было возведено здание для проведения собраний рабочих и служащих железной дороги. Спроектировал здание в 1924 году Станислав Шабуневский. Это масштабная постройка была сделана из дерева, при дефиците кирпича в 1920-х годах оно часто применялось для строительства даже крупных общественных объектов Гомеля.

Главный вход в двухэтажное здание был выделен ризалитами, балконы объединяли весь длинный фасад. В клубе размещались сцена и зал почти на тысячу мест, партер, амфитеатр, балконы. В левой части находилась студия изобразительного искусства, в правом — библиотека и кружки.

Как выяснил историк Евгений Маликов у старожилов, здание клуба располагалось недалеко от железной дороги и замыкало перспективу улицы Либавскай (сейчас улица Шевченко). В годы войны клуб сгорел. Сегодня на этом месте разворотная площадка городских автобусов возле автовокзала.

Клуб на фотографии довоенных времен («Гомельская правда», 1972 год)
Клуб на фотографии довоенных времен («Гомельская правда», 1972 год)
На этом месте располагался клуб железнодорожников
На этом месте располагался клуб железнодорожников

Юрий ПАНКОВ, историк, сотрудник музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля; Сергей ЛЯПИН, архитектор, Гомельская праўда, перевод Александра Флегентова

По теме

На гомельской набережной по выходным проходят бесплатные концерты

Редактор

Тридцать лет со дня основания празднует 51-я гимназия

Редактор

В ДШИ №5 свои таланты представили воспитанники детских садов

Редактор