2015

Педагогическому колледжу имени Л.С. Выготского исполняется 100 лет

Педагогическому колледжу имени Л.С. Выготского исполняется 100 лет

Одному из старейших учебных заведений Беларуси в этом году исполняется 100 лет.

Гомельский государственный педагогический колледж имени Л. С. Выготского свою историю ведёт от учительской семинарии, открытой в 1915 году. «В течение многих десятилетий мы продолжаем помнить об идеалах Льва Семёновича и формируем не просто педагога, а исследователя, гуманиста, новатора, человека с активной гражданской позицией», – подчёркивает заместитель директора по воспитательной работе Виктор Филипенко (на фото), который рассказал корреспонденту «ГВ» об этапах становления учреждения и принципах его работы, унаследованных от выдающегося психолога.

Начинался с кабинета

– Виктор Викторович, как шёл образовательный процесс и что представлял собой колледж 100 лет назад?

– В учительской семинарии преподавали учителя, имеющие дипломы московских и петербургских университетов, что свидетельствует о высоком уровне академических знаний, которые получали молодые люди. Семинария выпускала кадры для приходских школ, гимназий и училищ, а также домашних учителей. Обучали в учреждении богословским дисциплинам, русскому языку и литературе, природоведению, физике, черчению, музыке, методике преподавания в начальной школе. При учительской семинарии действовали начальные училища, где семинаристы проходили педагогическую практику. А в 1919 году семинария была реформирована в краткосрочные педагогические курсы, на базе которых в 1921 году был открыт педагогический техникум с шестилетней продолжительностью обучения. Располагался он в небольшом здании по улице Почтовой, 13. Ныне это часть проспекта Победы.

– Расскажите подробнее о том, какое участие принимал Лев Выготский в работе учреждения.

– Начало 20-х годов XX века в истории педагогического техникума тесно связано с именем всемирно известного психолога Льва Семёновича Выготского, который создал у нас в 1923 году кабинет экспериментальной психологии. К этому времени в техникуме обу-чалось 190 человек. Вместе с учащимися Выготский проводил научные исследования психолого-педагогических особенностей детей. Материалы, собранные, обработанные и обобщённые в Гомеле, использовались затем Львом Семёновичем при написании наиболее значимых в его научном наследии книг «Педагогическая психология» и «Психология искусства». Исследования, проведённые в нашем техникуме, в дальнейшем легли в основу его научных теорий и идей, которые являются актуальными для современной психологии и педагогики.

Вместо рикши – вагоновожатый

– На чём базируются идеи выдающегося психолога?

– В основе идей развивающего образования, которые сегодня активно используются во всём мире, лежит теория Выготского. Она говорит о том, что для формирования ребёнка необходимо создавать воспитательную и образовательную среду, в которой обучение должно опережать развитие человека. Лев Семёнович сравнивал учителя архаического типа мышления с рикшей, который везёт за собой образовательный процесс. Ученики в такой ситуации являются лишь пассивными участниками процесса. Соответственно, эффект этого образования одномоментный. Педагог же современного типа мышления, согласно заключению Выготского, ассоциировался у него с вагоновожатым, выстраивающим рельсы, по которым двигается образовательный процесс. Таким образом он способствует самостоятельному познанию мира молодыми людьми. И мы спустя 100 лет стараемся всецело следовать этому принципу.

– Но ведь наверняка не обходится и без новшеств?

– На протяжении трёх лет мы реализуем проект «Учимся экологически мыслить». В нашем учреждении 25 процентов предназначенного для обучения времени отводится на педагогическую практику. Для успешного её осуществления как раз и важно сформировать у учащихся экологическое мышление, которое бы позволяло им разрабатывать краткосрочные экологические проекты. Затем, отправляясь в детские сады и начальные классы, наши студенты стараются их реализовать на практике. Например, создавая мини-огороды на подоконнике или реализуя проект экологической тропы. Похожие проекты были внедрены в 8 учреждениях дошкольного образования. Тем самым наши учащиеся формируют у малышей правильное экологическое мышление. К слову, мы единственное учреждение Беларуси среди средне-специальных учебных заведений педагогического профиля, которое является экспериментальной площадкой для подобных новаторских подходов в образовании.

Моцарту психологии посвящается

– За свою продолжительную историю колледж одиннадцать раз менял название. Что изначально послужило причиной того, что учреждению было присвоено имя человека, сделавшего многое для становления педагогической психологии?

– В 1988 году на открытие музея истории нашего учреждения была приглашена дочь психолога Гита Львовна. Она увидела небольшую экспозицию об отце и, понимая, что у нас не хватает о нём материалов, подарила нам редкое на тот момент шеститомное издание работ Льва Выготского. Также Гита Львовна работала в гомельских архивах над книгой об отце и нашла материалы, касающиеся открытия в учреждении педагогического кабинета. Тогда-то и возникла идея увековечить имя Льва Выготского в нашем городе. И вот спустя 100 лет со дня рождения выдающегося психолога, в 1996 году его имя было присвоено нашему учреждению. Продолжая традицию взаимоотношений с семьёй выдающегося исследователя, в 2014 году наш колледж принимал у себя внучку Льва Семёновича Елену Кравцову, которая является директором Института психологии имени Л. С. Выготского РГГУ. Она стала почётной участницей научно-практической конференции, посвящённой проблемам образования.

– Интерес к особе Выготского высок во всём мире. Посещали ли вас в связи с этим делегации из зарубежных стран?

– К нам, если можно так сказать, не зарастает народная тропа его последователей со всего мира. Большой интерес к его деятельности проявляют наши коллеги из Дании и Германии. Познакомиться с гомельским периодом жизни Льва Семёновича и увидеть посвящённую ему экспозицию приезжают представители Испании, Израиля, Португалии и даже Бразилии. На праздновании 100-летнего юбилея Выготского у нас побывали представители Дании. Интересно было наблюдать, как они подходили к преподавателям колледжа и с трепетом касались их рукой. «Нам хочется хотя бы таким образом притронуться к наследию выдающегося психолога, олицетворением которого являются ваши преподаватели, – пояснили датчане. – Это так чудесно побывать там, где вёл свои занятия Лев Выготский!»

– Ваше учреждение известно педагогическими кадрами, а также выпускниками. Не могли бы вы назвать тех, кто творил историю колледжа и прославлял его по окончании?

– В историческом докладе, подготовленном к празднованию 100-летия колледжа, упоминается более 140 имён педагогов, принимавших активное участие в становлении учреждения. Если же говорить о плеяде директоров, то хотелось бы упомянуть Михаила Сувалова, Николая Воинова, Василия Цобанова, Александра Прусова, заместителей директора по учебной работе Розу Киселёву и Валентину Сидоренко. Приятно, что большинство наших учеников продолжает работать в сфере образования. Преподают в школах, воспитывают ребят в детских садах, работают в отделах образования области и города. Есть и те, кто связал своё имя с творчеством. Например, певец Макс Лоренс, завоевавший Гран-при фестиваля «Славянский базар», участник отбора на Евровидение, исполнитель Стас Сацура, начальник радиовещания «107,4 FM» Елена Лагунова, народная артистка Беларуси Галина Павленок. Сейчас в нашем колледже занимается 700 учащихся, которых обучают 83 преподавателя, 50 процентов из которых имеют высшую и первую категорию. Так что у нас есть потенциал для успешного развития и дальнейшего совершенствования процесса преподавания.

Чернявский Дмитрий, фото автора, Гомельские ведомости

По теме

Сгоревшие кафе портят вид привокзальной территории Гомеля

Редактор

Директора гомельских школ прокомментировали предложение медиков отменить домашнее задание

Редактор

Директор УКС: Пешеходам надо отвыкать переходить улицу Кирова проторенными путями

Редактор