2015

Развитие велосипедного движения в Гомеле

Велосипедные дорожки на тротуарах по проспекту Космонавтов и на ул. Мазурова

Всего в Беларуси около 1,6 млн владельцев велосипедистов — это порядка 17% населения страны.

В последнее время в Республике Беларусь, как и за рубежом, просматривается тенденция роста числа поклонников двухколесного транспорта. По прогнозам представителя компании «Байк-Спорт» (заместителя директора по развитию сети «Велозона» Игоря Давыденко), число владельцев велосипедов в Минске к 2017 году, как ожидается, вырастет на 16% и достигнет отметки в 500 тысяч.

В настоящее время в Минске насчитывается около 430 тысяч велосипедистов и каждый год их становится на 30-40 тыс. больше. Всего же в Беларуси около 1,6 млн владельцев велосипедистов — это порядка 17% населения страны.

Во многих странах мира велосипед рассматривается как полноценное транспортное средство для совершения передвижений человека с различными целями, зачастую как альтернатива легковому автомобилю и общественному транспорту. Развитие велосипедного движения способствует и здоровому образу жизни, и активному отдыху, и популяризации занятий велосипедным спортом городского населения, а также комфортному и безопасному передвижению с деловыми и рабочими целями. Международный опыт свидетельствует о том, что обширная сеть безопасных и удобных велосипедных маршрутов позволяет получить быстрый и беспрепятственный доступ людей ко всем точкам города.

Однако переход от автомобиля к велосипеду в желаемом объёме будет достигнут только тогда, когда велосипедная инфраструктура станет настолько привлекательной, чтобы велосипедисты смогли уверенно, удобно и быстро добираться до целей и в обществе сформировалось позитивное отношение к езде на велосипеде. Существенной предпосылкой для этого является удобная для велосипедного сообщения инфраструктура совместно с не менее важными элементами целостной системы «Велосипедный транспорт» — сервисом и услугами, а также коммуникацией и работой с общественностью.

Сегодня, к сожалению, в городе Гомеле эти вопросы отодвинуты на второй план и это ненормально. В передовых странах велосипедистам отведена специально выделенная велосипедная дорожка или правый край проезжей части (велополоса), обозначенный разметкой, часто выделенный цветом, или, по крайней мере, велосипедист, согласно ПДД, по умолчанию может двигаться по проезжей части, однако Беларусь в этом вопросе исключение.

Согласно нашим ПДД, «движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края».

Ответ на вопрос, где велосипедистам безопаснее, не такой уж однозначный. Эксперты по безопасности дорожного движения знают: проезжая часть для велосипедистов опаснее на линейных участках, но безопаснее на перекрестках, по сравнению с велопереездами между тротуарами. Безопаснее, потому что велосипедист, движущийся по проезжей части через перекресток прямо, находится в хорошей видимости у водителя автомобиля, следующего за ним и поворачивающего направо.

Запрет на движение по проезжей части — одна из причин конфликта на перекрестках между «быстрыми» велосипедистами и автомобилистами в наших городах.

Как известно, в Гомеле летом 2015 года была нанесена велосипедная дорожная разметка на тротуарах по улице Мазурова, проспекту Космонавтов и проспекту Речицкому. Общая протяженность велодорожек составила порядка 10 км.

Несомненно, это шаг навстречу безопасной организации велодвижения в городе, однако этого недостаточно. Из-за отсутствия должной велоинфраструктуры участники велодвижения не чувствуют себя в безопасности, вынуждены либо делить тротуар с пешеходами, либо нарушать правила и двигаться по проезжей части, рискуя угодить под автомобиль. На деле оказывается, что и на обозначенных велодорожках все не так гладко: пешеходы нередко используют её для своих «нужд», невзирая на нанесенную дорожную разметку, что вынуждает велосипедистов двигаться по пешеходной стороне.

Безопасная и правильно организованная велосеть позволит избежать многих ДТП, связанных с наездом на велосипедистов. По данным статистики, в 2014 году в Беларуси произошло 359 ДТП с участием велосипедистов, в которых 67 человек погибло и 298 получили ранения, в 45 ДТП участвовали дети (4 погибло, 41 получил ранения). Многие ДТП происходят в том числе и по вине самих велосипедистов.

Наиболее значимые результаты по обеспечению безопасности велосипедного движения были достигнуты в тех городах, где за созданием велосипедной инфраструктуры последовало обучение и воспитание как автомобилистов, так и прочих участников дорожного движения, а так же информационная и рекламная кампании.

Нельзя сказать, что в Беларуси совсем не ведется никаких работ, направленных на развитие велодвижения, или не создаются никакие документы, регламентирующие эту деятельность. Такие документы есть, например «Концепция обеспечения системы велосипедного движения в г. Минске на 2012-2015 гг» утвержденная решением Минского городского совета депутатов от 23.12.2011 № 191, основанная на работе научно-производственного частного унитарного предприятия «БАЭС» по заказу ГАИ ГУВД Мингорисполкома. Так же существует Указ Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 «Об утверждении генерального плана г. Минска с прилегающими территориями и некоторых вопросах его реализации», где предусмотрены направления развития велосипедного движения до 2030 года. Генеральная прокуратура РБ в 2012 году обнародовала документ, в котором говорится о необходимости создания безопасных условий для велосипедистов и пешеходов. В документе указывается, что «в настоящее время в республике количество велосипедных дорожек и маршрутов явно недостаточно, городская инфраструктура для велосипедного транспорта не развита – отсутствуют стоянки, станции проката и технического обслуживания и др. Ненадлежащая организация инфраструктуры для велосипедистов влечет за собой угрозу безопасности дорожного движения».

1 ноября 2013 года Министр архитектуры и строительства РБ подписал Приказ № 417 «Об утверждении и введении в действие технического нормативного правового акта в строительстве», согласно которому перепад высоты в местах пересечения проезжей части и пешеходных путей не допустим. Таким образом, высокие бордюры в таких местах становятся вне закона, что являлось и продолжает являться одной из основных проблем передвижения на велосипеде в городе.

Новая формулировка первого предложения п. 5.4.8. ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» теперь звучит так: «в местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью перепад высот, а также уменьшение ширины проезжей части не допускается». Ранее норматив допускал высоту бордюра не более 4 сантиметров.

Однако на национальном уровне общественные отношения в сфере велосипедного транспорта напрямую не регулируются.

В рамках магистерской диссертации в БелГУТе разрабатывается проект «Концепции велосипедного движения в г. Гомеле». Просим принять участие всех желающих в проводимом анкетном опросе для выбора наиболее правильной организации велосипедных маршрутов в нашем городе.

Заполненные анкеты присылайте на кафедру «Организация дорожного движения» Белорусского государственного университета транспорта.

Елена Каминская, магистрант БелГУТа, 023.by

По теме

Мэр города: участки для аквапарка и «Макдональдса» давно выделены, проблема в поиске инвестора

Редактор

Жители улицы Кирова протестуют против масштабной реконструкции

Редактор

Железная дорога в Гомеле: рельсовый путь до Бахмача, стачки и барыши за вывоз конопли

Редактор