Сазонов (Созонов), Василий Кондратьевич

Василий Кондратьевич Сазонов (или Созонов) (1789, Гомель — 17 мая 1870, Санкт-Петербург) — российский исторический живописец, академик Императорской Академии художеств.

Крепостной гр. Н. П. Румянцева, он обучался в Имп. Академии Художеств, в качестве его пенсионера с 1804 г., а по удостоении в 1809 г. 2-й серебряной медали за рисунок с натуры был отпущен «в уважение к талантам» вечно на волю, и, работая программы на золотые медали, заслужил в 1811 г. 2-ю за «Поход под Казань царя Ивана Васильевича» и в 1813 г. — 1-ю за «Верность Богу и царю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном», после чего был выпущен с аттестатом 1-й ст. в 1815 году, но оставлен при Академии на правах пенсионера, пока не был отправлен гр. Румянцевым на его счет за границу в 1818 г. для усовершенствования. Живя в Риме, он исполнил копии с картин: Караваджо «Положение во гроб» и Тициана «Любовь небесная и любовь земная» (куплена была Академией и подарена в 1850 г. Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества), и самостоятельную картину «Кесарево — Кесареви» (для Л. Н. Львова в 1823—1824 гг.), а по возвращении в Россию в 1826 г. написал картины: «Раненый Дмитрий Донской на Куликовом поле» (находится в Имп. Эрмитаже) и «Раненый под Кульмом генерал-адъютант граф Остерман» (для самого графа). Получив за последнее произведение звание академика в 1830 г., он, кроме портретов (скульптора Б. И. Орловского и архитектора X. Мейера 1830, Лангера 1833), писал еще образа: в 1831—1832 гг. — для новой церкви в Ахалцыхе, в 1833 г. — для Гатчинского собора, в 1835 г. — для Троицкой церкви в Измайловском полку, в 1835—1836 гг. — для Александровского собора в Варшаве (Моисея), в 1836—1837 гг. — для малого иконостаса Казанского собора и для церквей св. Екатерины в Царском Селе (иконостас) и св. Петра и Павла в Петергофе, в 1839—1840 гг. — для заводской церкви в Свияжске, в 1841—1843 гг. — для главного купола Введенской церкви в Семеновском полку в Петербурге (фрески) и для новой церкви на Аптекарском острове (4-х Евангелистов); наконец, в 1844—1845 гг. исполнял картины для Исаакиевского собора («Милосердие самарянина» и «Блудный сын»), выставленные лишь в 1846 г.

«Сборник матер. для истории И. А. Х.», П. Н. Петрова, т. І и II, и «Указатель к нему», А. Е. Юндолова; — «Отчеты И. А. X.»: 1828—1830 гг., с. 37; 1835—1846 гг. и 1872—1873 гг. (некролог А. Сомова); — «Указат. выст. в И. А. X.»: 1830, 1833 и 1846 гг.; — «Литер. Газ.», 1830, № 60, с. 196.

Источник: Викитека

Поделиться: