Кирова, улица

Улица Кирова в Гомеле

Улица Кирова (вулiца Кiрава)
Район: Центральный
Микрорайон:
Протяжённость: 3800 метров

В 1934 году названа именем Сергея Мироновича Кирова.

Прежние названия: Могилёвская, Кооперативная (1923).

Но улица Могилёвская в Гомеле всё же есть и расположена она на окраине города на «Сельмаше».

Активная жизнь на улице зародилась в 18-ом веке, тогда на ней появились первые дома. Улица образовалась на основе старой дороги ведущей в северном направлении на Могилёв. И потому её прозвали соответствующе – Могилёвская. Первое время Могилёвская начиналась у Базарной площади (Ленина), однако постепенно некоторая её часть стала отдельной улицей – Базарной (Трудовая). Открывало улицу Могилёвскую здание каменной синагоги, или, как ее называл в отчетах управляющий, «еврейская школа», строительство которой завершили в 1833 году.

Могилёвская улица всегда выполняла, в основном, транспортную функцию: сегодня она полна грузовых автомобилей, а век-два назад эта дорога вела в губернский Могилёв. В начале 20-го века покрытие начальной части улицы Могилёвской было выполнено булыжником. Из заводов на ней был лишь один, который производил краски.

После Октябрьской революции Могилёвская улица «продержалась» без переименований до 1923-го года, когда была названа Кооперативной. В государстве стали проводить новую экономическую политику (НЭП), началось кооперативное движение, и улица попала «под раздачу». В этом же году в Гомеле состоялся съезд работников потребительской кооперации. В здании современной зубной поликлиники обустроилось управление этой организации, бывшей в те годы очень крупной. Недалеко располагался кооперативный магазин.

То есть, название улицы Кооперативной стало логичным в свете новых тенденций. Однако экономическая политика в стране начала поворачивать в другую сторону, кооперации быстро сворачивали свою деятельность. Получилось, что название улицы отстаёт от жизни. К тому же, был убит видный политический деятель того времени С. М. Киров, и улица была переименована в его честь.

В 1932-ом году на пересечении улиц Рогачёвской и Кооперативной был основан завод по производству вина. Напротив БелГУТа по улице Кирова находится пятиэтажный Дом специалистов (архитектор – Салин), построенный в 1935-ом году прошлого века и предназначавшийся для проживания 50-ти семей лучших специалистов Гомеля. Он считался лучшим в городе, имел удобную планировку квартир и по несколько балконов для каждой семьи. Далее по улице находится 2-ой корпус Гомельского государственного университета, возведённый в стиле постконструктивизма в советское время по образу дворца в итальянском городе Виченца (архитектор – Рогальский).

Во время 2-ой Мировой войны большинство зданий улицы были разрушены, но некоторые уцелели и сегодня являются памятниками архитектуры.

Нынешний вид улицы Кирова складывался позже других улиц гомельского центра – со второй половины 60-х и до конца 80-х годов 20-го века. Архитектура улицы весьма разнобразная – от деревянных одноэтажных домов до современных высоток. Помимо вышеназванных объектов, на улице Кирова располагаются медицинское училище, предприятие «БелАвтоДор», училище речного флота. Общественный транспорт представлен одним автобусным маршрутом – №7.

На улице расположены

  • Белорусский государственный университет транспорта
  • ПТУ № 30 Речного флота
  • Медицинское училище

Пересекает улицы

  • Советская
  • Победы
  • Жарковского
  • Коммунаров
  • Крестьянская
  • Первомайская (Ирининская)
  • Комсомольская
  • Артиллерийская
  • Рогачёвская
  • Полесская
  • Докутович
  • Новополесская
  • Телегина
  • Федосеенко
  • Дынды
  • Уткина

Источники: А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля: Городская старина в фактах, именах, лицах. — 2-е изд., перераб. и доп. — Гомель: Барк, 2006, Википедия

Улица Кирова. А.С. Кузьмич, 2002

Улица Кирова – одна из важнейших транспортных магистралей города, по которой проходит основной грузопоток. Ее протяженность – 3635 м. Она начинается от площади Труда и длится до пересечения с ул. Советской.

Улица начинала формироваться и вошла в городскую черту в конце XVIII — начале XIX в., постепенно застраиваясь рядовыми жилыми домами. Направление в сторону губернского города Могилева определило ее название – Могилевская.

В 30-е г.г. XIX в. в начале улицы Могилевской была выстроена каменная синагога, или, как ее называл в отчетах управляющий, «еврейская школа». В 1828 г. была завершена кладка стен синагоги и выполнены штукатурные работы, в 1833 г. постройка была полностью завершена.

Здание синагоги являлось составной частью строительного замысла владельца Гомеля Н.П. Румянцева, создавшего в I четверти XIX в. новый центр города. Синагога была ориентирована фасадом на центральную площадь и хорошо просматривалась со всех сторон. Прямоугольная в плане, она в какой-то мере несла на себе набор архитектурных форм фасада «охотничьего домика», располагавшегося в то время на территории усадьбы графа Н.П. Румянцева. Оба здания объединяло наличие большой лоджии и портика с колоннами. Получалось как бы одинаковое завершение двух равных по роли в планировке местечка улиц Экономической (Билецкого) и Базарной (Трудовой), расходившихся от площади лучами в противоположные стороны. Здание синагоги просуществовало до начала 30-ых годов XX в., а затем было снесено и на его месте построен дорожно-строительный техникум. Первоначально техникум носил название автодорожного (1931 – 1935 г.г.), с 1935 г. – автомобильного, с 1944 г. – автотранспортного, затем снова автодорожного (1954 – 1960 г.г.) и, наконец, с 1960 г. – дорожно-строительного.

Более удачной стала судьба другой дореволюционной постройки, сохранившейся до настоящего времени – здания мужской правительственной гимназии.

В 1866 г., вместо упраздненного дворянского трехклассного уездного училища, в Гомеле была открыта четырехклассная прогимназия. В 1877 г. она была преобразована в шестиклассную прогимназию, а в 1897 г. – в полную восьмиклассную гимназию. Одновременно решался вопрос о строительстве нового здания. В 1898 г. по проекту архитектора С.Д. Шабуневского, на пересечении Могилевской и Гимназической было возведено П-образное двухэтажное каменное здание мужской гимназии, которое современники в начале XX в. называли «гордостью города». Выстроенное в «неоготическом стиле» оно сочетало в себе в наружной отделке кирпичные формы со штукатурными, имитировавшими дикий серый камень. Кроме классных комнат в здании размещались гимнастический и актовый залы, гимназическая церковь, рассчитанная на 750 человек, библиотека, буфет, учительская, приемная врача, кабинеты директора и инспектора, квартиры служащих. Это было самое крупное учебное заведение в дореволюционном Гомеле. В 1910 г. в гимназии обучалось 539 учащихся. Кроме программных предметов преподавались рисование, пение, гимнастика, музыка, фехтование, иностранные языки (греческий, французский, немецкий). После революции 1917 г. гимназия была упразднена. В годы Великой Отечественной войны здание было практически полностью разрушено и восстанавливалось во II половине 40-ых годов. В результате реконструкции в боковых крыльях был надстроен третий этаж. С 1953 г. в здании размещается Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта, получивший в 1993 г. статус университета транспорта.

На противоположной от гимназии стороне, так же на углу Могилевской и гимназической до революции 1917 г. размещалось еще одно учебное заведение, относящееся, в отличие от гимназии, к училищам низшего звена – приходское двухклассное мужское с ремесленным классом. В 1910 г. здесь обучалось 170 мальчиков, из которых 128 человек относилось к крестьянскому сословию, 35 – выходцы из мещан. Обучение в училище было бесплатным, но и получали дети лишь азы грамматики и профессиональные навыки, необходимые для рабочих специальностей.

К школам, дающим определенное профессиональное образование, относилась так же музыкальная школа С.Л. Захарьина с шестилетним курсом обучения. В послереволюционный период на ее основе была создана детская музыкальная школа им. Чайковского. В доме по адресу Могилевская 7, где располагалась музыкальная школа, находились так же страховое общество «Русь», галантерейный и лакокрасочный магазины. Рядом, на углу Могилевской и Троицкой, гостям города предлагали свои услуги гостиницы «Гранд – Отель» и «Европа», ресторан «Одесса». Лицо улицы дополняли разбросанные на всем ее протяжении мастерские, магазины, склады. На углу Могилевской и Почтовой (ул. Победы) размещалось 2-е Русское общественное собрание, с явно выра-женной черносотенной ориентацией. В визитной карточке общества значилось, что членами общества не могут быть лица еврейской национальности.

В самом начале улицы в районе современной площади Труда размещались рыбные и овощные ряды. Они связывали улицы Могилевскую, Замковую (проспект Ленина), Базарную и Кузнечную (Интернациональная) в единый узел. В послереволюционный период на месте овощных и рыбных рядов была сформирована площадь, на которой установлена чугунная статуя рабочего, символизирующая несокрушимую мощь пролетариата. Площади было дано соответствующее название – Труда. Впоследствии скульптура рабочего была снесена, так как мешала движению транспорта. В послевоенное время был сформирован современный облик площади. Она делится на две зоны: мемориальную и транспортную. Мемориальная зона представляет собой братскую могилу советских воинов и подпольщиков, погибших в 1943-1944 г.г. Над могилой возвышается памятник – скульптура солдата с опущенным знаменем. У постамента зажжен Вечный огонь.

Образование площади Труда и снос Большой синагоги были не единственными изменениями, произошедшими на Могилевской после революции 1917 г. Улица получила новое название — Кооперативная. А с 1934 г. стала называться улица Кирова, в честь советского партийного и государственного деятеля Сергея Мироновича Кирова. Находясь на посту 1-го секретаря Ленинградского обкома ВКП (б) и являясь с 1934 г. секретарем ЦК ВКП (б), С.М. Киров пользовался большим авторитетом у членов партии, популярностью в массах. В 1934 г. на него было совершено покушение, закончившееся трагически. В память о видном государственном деятеле улица и получила свое название, сохранившееся до настоящего времени.

В 30-е годы на ул. Кирова появляются жилые дома, несущие на себе черты новой эпохи. В 1932 –1935 г.г. на пересечении с ул. Комсомольской, по проекту архитектора М. Салина был выстроен жилой дом для ведущих специалистов города, который известен под названием Дом специалистов. Это Г-образное в плане 4-5-этажное здание на 50 квартир. На пересечении Кирова и Первомайской в 1936 г. была предпринята первая попытка ансамблевой постройки, состоящая из группы жилых домов 12/19 и 14/ 20. В годы войны здания пострадали и восстанавливались во второй половине 40-ых годов с незначительными изменениями.

Для современной архитектуры улицы характерна большая разно плановость и эклектичность. На всем ее протяжении соседствуют разные стили и эпохи. Сохранился ряд зданий, построенных в дореволюционный период. Это 1-2-х этажные каменные дома, частично сохранившиеся в начале улицы Кирова, образцы деревянного зодчества, украшенные резными наличниками и карнизами, расположенные в районе университета им. Франциска Скорины. Некоторые из дореволюционных построек получают новый современный облик (Кирова 16-18). Старые дома перемежаются застройкой 30-50-ых годов. Ряд жилых и общественных зданий возведен в 60 – 80-е гг. Так, в 1971 г. по проекту архитектора Л. Тамкова было выстроено здание института механики металло-полимерных систем. Оно представляет собой высотный 10-этажный объем с примыкающими к нему двумя 4-5 этажными корпусами. Пластика главного фасада обогащена декоративными навесными алюминиевыми ребрами. 1-ый этаж отделан полированным гранитом. Здание стало архитектурным акцентом улицы, самой высокой ее точкой.

Библиография:

  • Весь Гомель. Календарь и адресно-справочная книга на 1913 г. – Гомель, 1912.
  • Виноградов Л. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142 – 1900 г. – М., 1900 г.
  • Генеральный план местечка Гомель. 1830 г. // РВИА, ф. 349.
  • Генеральный план местечка Гомель. 1835 г. // РВИА, ф. 349.
  • Гомель. Энциклопедический справочник. – Мн., 1991 г.
  • Гомель и его уезд. Справочный сборник на 1915 г. – Гомель, 1914 г.
  • Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгялло Д.И. Город Гомель. Географическо-статистический очерк // Записки Северо-Западного отд-ния Император. Русского географ. о-ва. Кн.2. – Вильно, 1911 г.
  • Морозов В.Ф. Гомель классический. Эпоха. Меценаты. Архитектура. – Мн., 1997.
  • План г. Гомеля. 1862 г. // ГОКМ, фонды.
  • Схематический план г. Гомеля с пригородом за линией железной дороги и предместьем Белицей. Составили Г. Ханин и А. Месин – Поляков. – Гомель, 1910 г.

Что ещё почитать

Гомельский Бродвей отмечает юбилей (11.09.2014)

Кирова, 1

Кирова, 3

Кирова, 6

Кирова, 7

Кирова, 8

Кирова, 9

Кирова, 11

Кирова, 14

Кирова, 15

Кирова, 15А

Кирова, 15Б

Кирова, 16

Кирова, 17

Кирова, 17А

Кирова, 18

Кирова, 18А

Кирова, 19

Кирова, 20

Кирова, 21

Кирова, 21А

Кирова, 22

Кирова, 22А

Кирова, 23

Кирова, 25

Кирова, 27

Кирова, 28

Кирова, 29

Кирова, 30

Кирова, 31

Кирова, 32

Кирова, 32А

Кирова, 33

Кирова, 34

Кирова, 35

Кирова, 37

Кирова, 38

Кирова, 40

Кирова, 42

Кирова, 44

Кирова, 46

Кирова, 47

Кирова, 49

Кирова, 51

Кирова, 53

Кирова, 54

Кирова, 55

Кирова, 57

Кирова, 59

Кирова, 61

Кирова, 67

Кирова, 70

Кирова, 74

Кирова, 82

Кирова, 86

Кирова, 90

Кирова, 134

Кирова, 149