Археологи нашли под Гомелем старинную барку

16

Остатки деревянного судна 19 века нашли на южной окраине города между Новобелицей и урочищем Раковая Лоза. Обнаружить их удалось, потому что в этом году река Сож сильно обмелела, говорят археологи.

– С начала 19 века активно развивалось судоходство по Сожу. Ведь до строительства железной дороги именно река оставалась главной транспортной артерией, снабжавшей город различными товарами. В письменных источниках отмечается, что возле Гомеля действительно было множество мелководных участков. Один из них как раз располагается в районе, где нашли барку, – говорят в отделе археологии и охраны историко-культурного наследия музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля.

Когда сотрудники музея выехали на место, поняли – находка для Гомеля уникальна. Она представляет собой остатки плоскодонной деревянной барки большого размера. Очень хорошо сохранились детали конструкции судна: шпангоуты (поперечные ребра), составлявшие основу каркаса из цельного изогнутого ствола дуба; деревянная обшивка из досок, которая крепилась к каркасу с помощью деревянных «гвоздей». В конструкции также использовались железные детали – скобы и большие кованые гвозди (от 19 до 34 см). Длина корпуса составляла более 22 м, а ширина около 9-10 м.

– Барки были широко распространены на реках Восточной Европы со средневековья до середины прошлого столетия. Одна из верфей по строительству таких судов до революции находилась в Ветке. На ней работали преимущественно местные старообрядцы. Они же возглавляли и две другие верфи – в Лоеве и Радуле (Украина), стоявшие на Днепре, – рассказала директор Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Шклярова Галина Нечаева.

По воспоминаниям ветковских старожилов, в том числе и деда Галины Григорьевны, который также трудился на верфи, построенные суда сплавлялись вниз сначала по Сожу, а затем по Днепру. Волоком преодолев днепровские пороги, они доходили до Черного моря, а по нему – до Турции и Греции. Среди разнообразных товаров, состав которых менялся в течении маршрута, были и знаменитые ветковские якоря, ковавшиеся мастерами-старообрядцами.

На самой барке и рядом с ней археологи нашли предметы второй половины 19 века. Например, обломки нескольких типов кирпичей. На одном из них есть оттиск с надписью «Уваровичи». Во второй половине 19 века в Уваровичах было два кирпичных завода. Первый основан в 1876 году, второй – в 1880 году.

Ещё обнаружены фрагменты трех разных глиняных сосудов. Один практически полностью собирается. Сделан он в форме традиционной крынки или кувшина, внутренняя сторона покрыта зелёной поливой.

Обломок расписной фаянсовой тарелки с портретом Тараса Шевченко также нашёлся неподалёку от барки. Такие тарелки выпускались сериями. Помимо Шевченко, на них изображали выдающихся украинских культурных деятелей Гоголя, Котляревского и Короленко, а также сцены из жизни украинского села. Аналогичная посуда изготовлялась в конце 80-90-х годов 19 века на фабрике Товарищества М.С. Кузнецова в селе Буда Харьковского уезда. Само товарищество было одним из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи конца 19 – начала 20 веков.

Наиболее значимой находкой стала наградная металлическая лента на головной убор с надписью «За Севастополь», которая выдавалась за мужество и храбрость, проявленные в обороне Севастополя в 1854-1855 годах. Подобные ленты использовались в период с 1855 по 1886 годы. Существовало несколько их разновидностей. Найденная лента была пожалована матросу флотского экипажа.

Советский район, фото: palacegomel.by и группы в ВК «Пошукі старога Гомеля».

 

Комментарии закрыты.