Без Восточного обхода и с подземными переходами
Управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома организовывает общественные обсуждения экологического доклада по стратегической экологической оценке градостроительного проекта специального планирования «Схема развития городского пассажирского транспорта и магистрально-уличной сети города Гомеля» (pdf).
На сайте горисполкома в разделе «Общественные обсуждения» можно ознакомиться с самим докладом в полной версии (109 страниц). Разработчиком схемы является минский «БелНИИПГрадостроительства». Схема рассчитана на основании действующего до 2025 года генерального плана развития Гомеля. Флагшток изучил доклад и делится с нашими читателями своим мнением.
Как заявляют разработчики градостроительного проекта, необходимость разработки Схемы возникла в связи с «необходимостью развития городского пассажирского транспорта и магистрально-уличной сети города Гомеля для обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств и пешеходов, модернизация систем массового пассажирского и грузового транспорта в существующих условиях, а также сдерживания темпов автомобилизации с учетом результатов проведенных обследований, а также существующего расселения населения г. Гомеля». Данная схема разработана по действующему генплану, срок действия которого истекает через 4 года. Важно понимать, что часть градостроительных решений, принятых в действующем генплане, не будет реализована как по финансовым причинам, так и из-за смены вектора развития городских территорий, которые будут учтены в новом генплане Гомеля, к разработке которого вскоре должны будут приступить.
Разработчики Схемы честно признаются, что при реализации предложенных решений, уровень озелененности в историческом центре города может сократится. Но в то же время разработчики дают рекомендации властям развивать насаждения вдоль улиц и дорог города, а также в пределах санитарного разрыва от железной дороги, использовать нетрадиционные виды озеленения (вертикальное озеленение и горизонтальные решетки), а также при планировании нового и реконструкции уже существующего озеленения улиц и дорог использовать как древесные, так и кустарниковые формы растительности с учетом их композиционной и ландшафтной выразительности. В настоящее время власти города (в частности ГАИ) предпочитают кустам металлические заборы.
Описывая нынешнюю улично-дорожную сеть города, минские проектировщики констатируют, что «сложившаяся структура магистралей привела к значительной перегрузке центра города потоками транзитного транспорта. Перечисленные недостатки существующей дорожной сети усугубляются недостаточным количеством мостовых переходов через Сож, путепроводов через железную дорогу, а также их габаритами и состоянием. Недостаточное количество путепроводов при сильной расчлененности территории города железной дорогой приводит к концентрации транспорта на отдельных участках магистралей-подходов к путепроводам. Наиболее «узкие» места — подходы к Полесскому путепроводу через железнодорожную магистраль Санкт-Петербург – Гомель – Одесса и путепроводу по ул. Барыкина». Дополнительно разработчики отмечают, что в центральной части города имеются высокие уровни акустического дискомфорта из-за недостаточно развитой сети распределительных кольцевых и полукольцевых магистралей.
Разработчики считают, что первоочередными действиями со стороны властей города с учётом нынешней ситуации должны быть:
- перераспределение интенсивных транспортных потоков на улично-дорожной сети с целью удаления их от зон жилой застройки;
- развитие насаждений улиц и дорог;
- строительством юго-западного обхода города в обход центра города и жилой застройки с целью сокращения акустического воздействия;
- увеличение доли троллейбусов в городском пассажирском транспорте с целью уменьшение выбросов;
- повышение качества транспортного обслуживания населения (в том числе приобретение экологичных и комфортабельных транспортных средств, обустройство остановочных пунктов, совершенствование системы информирования пассажиров, а также повышение скорости и комфортабельности общественного транспорта);
- развитием безбарьерной пешеходной инфраструктуры, формирование пешеходных зон и улиц, «зеленых коридоров»;
- строительство комфортной и безопасной велосипедной инфраструктуры;
- популяризация среди населения велосипеда как нового вида транспорта;
- разработка концепции организации парковочного пространства, введение зон платной парковки.
Институт предлагает 2 варианта развития транспортной составляющей города. Первый вариант предполагает преобразование радиальной структуры магистрально-уличной сети в радиально-кольцевую со строительством юго-западного обхода города, устройство подземных пешеходных переходов на наиболее загруженных магистральных улицах и распределительных узлах: Привокзальной площади, пересечении улицы Советской и проспекта Победы, улицы Интернациональной и проспекта Ленина, и по проспекту Речицкому в районе рынка «Давыдовский». Неясно каким образом строительство подземных пешеходных переходов в центре города связано с развитием безбарьерной пешеходной инфраструктуры. Также предлагается активное включение железнодорожного транспорта в городские пассажирские перевозки, чтобы разгрузить автобусы и троллейбусы города.
Второй вариант предполагает аналогичные решения в плане развития улично-дорожной сети, но в качестве основного вида общественного транспорта ставка делается уже на троллейбус. Также разработчики отмечают необходимость снижения наполнения в часы «пик» и уменьшения интервалов движения пассажирского транспорта. Это весьма любопытно, учитывая проводимую сегодня горисполкомом и Гомельоблпассажиртрансом «работу по оптимизации маршрутной сети города», которая ведет к увеличению интервалов движения автобусов и троллейбусов.
При изучении схемы развития магистрально-уличной сети города (приложение № 5) в глаза бросается странная организация дорожной сети в районе улицы Федюнинского и трассы на аэропорт, строительство дороги в Монастырьке вдоль реки Сож (ул. Проектируемая № 10) на месте зеленой зоны и строительство дороги на месте яблоневого сада между жилыми домами Старочерниговская, 11 и 15.
Также удивляет минимальное внимание Восточному обходу — самому известному недострою Гомеля и, пожалуй, главному незакрытому гештальту большинства гомельчан. Но у жителей города будет возможность высказать свое мнение. Услышат ли их мнение — вопрос иной и в некоторой степени риторический.
Флагшток выделил 5 важных пунктов, реализацию которых нужно скорректировать, пока это возможно.
- Максимальное сохранение зеленых насаждений в городе — отказ от вырубки яблоневого сада на Старочерниговской под строительство дороги
- Недопустимость ухудшения пешеходной инфраструктуры — отказ от строительства подземных переходов в историческом центре города
- Недостаточный приоритет Восточного обхода в Схеме — это стратегический объект, который необходим городу в первую очередь
- Развитие общественного транспорта Гомеля — город должен улучшать инфраструктуру, подвижной состав и маршрутную сеть. Пока происходит ровно наоборот
- Городу необходимо развивать безопасную велосипедную инфраструктуру. Эти мероприятия предусмотрены и Велоконцепцией города, и госпрограммой «Транспортный комплекс», и разрабатываемой ныне Схемой.
Общественные обсуждения экологического доклада проводятся с 20.04.2021 по 19.05.2021. Также можно до 3 мая направить по электронной почте gomel.uaig@post.gomel.by письменный запрос о проведении очной встречи с разработчиком и заказчиком Схема развития городского пассажирского транспорта и магистрально-уличной сети города Гомеля.
Андрей Леонов, Флагшток