Экологи назвали самые загазованные улицы Гомеля
Где наиболее развита промышленность, там и воздух хуже. Но основные небезопасные выбросы в атмосферу производят полмиллиона «фабрик выхлопов» на колесах — автомобили.
И большая часть из них принадлежит гражданам. Автомобили «виновны» в появлении в воздухе, которым мы дышим, свыше 60 процентов вредных веществ, а по выбросам оксида углерода — до 87 процентов! Так что, дымящие «корчи», владельцы которых проигнорировали техосмотр, не так уж безобидны, как говорят об этом их защитники, сетующие на кризис и бедность. Подобные мобильные душегубки должы быть отремонтированы или отправлены на свалку. Ситуация усугубляется тем, что около 70 процентов выбросов от стационарных источников улавливаются очистными устройствами, а «автомобильные» выбросы напрямую попадают в воздух, которым мы дышим.
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Правительство считает, что есть и утверждает документ под названием «Стратегия по снижению вредного воздействия транспорта на атмосферный воздух Республики Беларусь на период до 2020 года». Для Гомеля особый интерес представляют следующие позиции Стратегии.
«Комплексное решение задач транспортного планирования, повышения безопасности и снижения негативного воздействия транспорта на атмосферный воздух должны быть сконцентрированы, прежде всего, применительно к крупным городам, курортным зонам и территориям, прилегающим к международным транспортным коридорам для последующего распространения применения наиболее успешных решений в каждой из областей:
- организация безопасного велосипедного движения, создание условий для стоянки велосипедов;
- организация в населенных пунктах с населением свыше 100 тыс. человек пешеходных зон, систем парковок автомобильного транспорта;
- организация на въездах в населенные пункты перехватывающих стоянок;
- строительство разноуровневых развязок на транспортных магистралях;
- организация под(над)земных пешеходных переходов;
- комплексное опережающее развитие систем общественного пассажирского транспорта как альтернативы росту числа личных автомобилей, модернизация инфраструктуры пассажирских перевозок;
- развитие систем скоростного и внеуличного пассажирского транспорта».
Мы можем с сожалением констатировать, что городские власти Стратегию не слишком внимательно читали и во многом в своих решениях ею не руководствуются. Особенно, что касается последнего пункта приведенной цитаты Стратегии. Вместо продолжения строительства Восточного обхода, который в значительной степени разгрузит Центр города от избытка автомобилей, они расширяют улицы, делая привлекательным для автомобилистов способ пересечения города с севера на юг исключительно по внутригородским магистралям, а не по системам «неуличного пассажирского транспорта», как это предусмотрено Стратегией.
Мониторинг атмосферного воздуха Гомеля в 2015 году проводили на пяти стационарных станциях, в том числе на одной автоматической, установленной в районе ул. Барыкина — самой загазованной улице в городе. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются автотранспорт, деревообрабатывающая, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство минеральных удобрений, теплоэнергетика, машиностроение и станкостроение. Более 250 предприятий выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу. Крупные источники выбросов расположены в западной и северо-западной частях города. При преобладающих ветрах западной четверти создаются неблагоприятные условия, способствующие переносу загрязняющих веществ в центральную часть и к восточным окраинам города.
По результатам стационарных наблюдений в 2015 году уровень загрязнения воздуха незначительно возрос. Однако в большинстве районов города качество воздуха оценивалось как стабильно хорошее. Как и в предыдущие годы, нестабильная экологическая обстановка наблюдалась в районе ул. Барыкина (станция №14). Проблему загрязнения воздуха определяли повышенные концентрации твердых частиц, фракции размером до 10 микрон (далее – ТЧ-10), эпизодически – оксида углерода.
По данным непрерывных измерений на автоматической станции (район ул. Барыкина) среднегодовая концентрация ТЧ-10 составляла 1,3 предельно допустимой концентрации (ПДК) и была выше, чем в других промышленных центрах республики. Доля дней со среднесуточными концентрациями выше ПДК составляла почти 40%. Целевой показатель по ТЧ-10, принятый в странах Европейского Союза, превышен.
В годовом ходе «пик» загрязнения воздуха ТЧ-10 зафиксирован в августе, который характеризовался дефицитом осадков (выпало 9% климатической нормы). В периоды без осадков среднесуточные концентрации достигали 3,0 – 3,7 ПДК.
Существенный рост содержания в воздухе твердых частиц отмечен в марте – апреле и октябре. Максимальная из разовых концентраций в районе ул. Курчатова превышала норматив качества в 1,3 раза.
Среднегодовая концентрация углерода оксида в районе станции №14 составляла 0,9 ПДК и была несколько ниже, чем в 2014 г. Вместе с тем, кратковременные (в течение 20 минут) превышения максимально разовой ПДК регистрировались ежемесячно. Продолжительность таких периодов в течение года составляла 52 часа Средние за год концентрации в большинстве районов составляли 0,6 ПДК. Превышений среднесуточных и максимально разовых ПДК не отмечено. В периоды с неблагоприятными для рассеивания метеоусловиями в районе станции №14 зафиксированы концентрации азота оксида в 1,1 – 1,6 раза выше норматива качества.
Содержание в воздухе формальдегида определяли только в июне – августе. Как и в предыдущем году, «пик» загрязнения воздуха формальдегидом отмечен в первой половине августа – в период с аномально неблагоприятными метеоусловиями (мощные приземные инверсии, большая повторяемость слабых ветров и штилей, рекордно высокие температуры воздуха и дефицит осадков), обусловившими образование смога. В этот период в течение восьми дней регистрировались концентрация формальдегида в 1,1 – 1,4 раза выше максимально разовой ПДК. Содержание в воздухе фенола, аммиака и бензола сохранялось низким. Превышений максимально разовых ПДК не отмечено.
По сравнению с 2011 г. содержание в воздухе твердых частиц (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль) понизилось на 18%, свинца – на 49%, аммиака и фенола – на 61 – 64%. В то же время уровень загрязнения воздуха оксидом углерода повысился на 19%, диоксидом азота – на 35%. Тенденция же среднегодовых концентраций ТЧ-10 (напомню — особо опасные фракции размером до 10 микрон) неустойчива.
Источник: Стратегическая мысль