«Если б я был мэром». Даниил считает Гомель «провинциальным» — и знает, как это изменить
Даниил вот считает Гомель провинциальным — и это притом что по количеству населения это второй город в нашей стране! И вот как он предлагает это исправить.
Улично-дорожная сеть
Первое, чем нужно заняться, — это улучшением улично-дорожной сети. Вгонять трафик в центр города, отжимая у пешеходов по одной-две полосы, глупо и недальновидно. Участник Вадим уже писал о завершении условного транспортного кольца объездов центра — этим стоит заняться в первую очередь.
Основная транспортная проблема Гомеля — это не только отсутствие объезда города и центра, но еще и отсутствие дублирования основных магистралей. Например, дублером ул. Барыкина, случись что-нибудь на Кузнечном путепроводе, может быть только Мохов переезд (явно не выдерживающий даже обычную транспортную нагрузку), Полесский же путепровод находится далеко и тоже не справляется со своим трафиком. Продлеваем Украинскую улицу вплоть до Полесской, а Мохов переезд уходит под рельсы, соединяясь с ул. Бочкина и съездами с Украинской. Да, придется перенести заправку и снести частный сектор на части ул. Гагарина — но это того стоит. Это, наряду с строительством второго Полесского путепровода дает возможность заняться, наконец Кузнечным, который не справляется.
Улучшение транспортного сообщения с центром будет еще и импульсом к реновации Залинейного района. Географически это самый центр города с огромным потенциалом. Видели, как построили в Бресте кольцевую эстакаду? Вот на месте кузнечного путепровода можно было бы сделать овальную развязку над ж.-д. путями. Она аккуратно соединила бы Фрунзе, Интернациональную, Украинскую, Барыкина и Толстого.
Общественный транспорт
Первое, что бы я сделал, — это изменил саму схему построения маршрутов. Сейчас т. н. беспересадочная модель — множество прямых маршрутов от одной конечной до другой. В итоге в центре и на основных улицах часто собираются «паровозы» из автобусов и троллейбусов. Переход на пересадочную модель уменьшит время ожидания транспорта и освободит улицы от излишнего количества автобусов и маршрутов в одном месте, а также увеличит скорость и эффективность системы.
В Гомеле почти полмиллиона горожан. Это на 150 тысяч меньше, чем в Хельсинки! Метро, понятно, строить слишком дорого и долго, а вот скоростной трамвай — вполне реальная идея. Всего две линии смогли бы существенно разгрузить правобережный Гомель. Учитывая, что объездные дороги и дублеры построены, проспект Победы, можно будет сделать трамвайно-пешеходным.
Первая линия скоростного трамвая будет соединять Советский район и Федюнинского с центром и вокзалом. Вторая (кольцевая) линия — Сельмаш и Волотову с центром и между собой. На пересечении ул. Советской и ул. Ефремова можно создать пересадочный узел, объединяющий две трамвайные ветки, пересадку автобусов и остановку пригородных поездов.
Площади и улицы
Машины и транспорт уже аккуратно отведены от центра Гомеля. Теперь их не так много. Пора заняться реконструкцией площадей. Первое, что не соответствует статусу областного центра, — это, конечно же, площадь Ленина. На месте мэра я бы сменил название и тематику площади. Если присмотреться, то ул. Советская и пр. Ленина проложены аккурат от купола дворца Румянцевых — Паскевичей. Я бы назвал площадь в их честь и сделал ее более компактной и уютной для пешеходов. Она должна стать парадным входом в лучший парк страны, и дворец должен быть одной из ее доминант. Поэтому проводим честный архитектурный конкурс и меняем асфальтное поле на любимое для всех горожан место. То же самое и с площадью Восстания.
Привокзальная Площадь после того, как транспорт ушел на Украинскую, превращается из стоянки и асфальтного круга в прекрасную трамвайно-пешеходную зону.
В центре же города больше места выделил бы под деревья и тротуар, нежели под стоянки и транзитный проезд. С учетом строительства дублеров и обхода возвращаем улице Кирова лицо. Такие улицы, как Коммунаров или Комсомольская, делаем пешеходно-автомобильными.
Велоинфраструктура
Велосипедная инфраструктура — это показатель хорошего города. Например, Брест просто наполнен велополосами и выделенными велодорожками. Чем Гомель хуже? Учитываем эту практику при строительстве и реконструкций улиц. Однако есть более глобальная идея. Серьезный велобан со всей сопутствующей инфраструктурой (уличные насосы с ремкомплектом, места для остановки и отдыха, велоурны и т.д.), проходящий по живописному маршруту с востока на запад города. Как вам такая идея?
Туризм
В Гомеле он не настолько развит как в Бресте или Гродно. И жаль. Да, у нас нет таких сохранившихся исторических районов — но есть Дворец, есть наконец-то наш Шабуневский! Считаю нужным на важных перекрестах, площадях и вообще местах, связанных с историей, делать стенды, таблички и наглядную агитацию о довоенном городе. Кстати, по поводу табличек. Чтобы историческая часть города выглядела прилично, я бы как мэр провел конкурс на дизайн, который бы упорядочил все вывески и витрины в одном стиле. Так сделали в Европе, так делают в центре Москвы, так есть в том же Бресте. Далее проводим конкурс на бренд города.
Что еще сделать для увеличения турпотока? Второй город страны просто обязан иметь нормальный аэропорт. Будь я мэром, вложился бы в терминал и добился бы того, чтобы в Гомель заходили как лоукостеры, так и обычные авиакомпании. Притом что прямые перелеты между Украиной и РФ отсутствуют, Гомель как ближайший аэропорт мог бы стать пересадочным. А тут мы подсуетимся — и еще и предлагаем транзитным пассажирам экскурсии и т.д. Гомель от этого только выиграет. Посмотрите, сколько всего появилось в Гродно после введения «безвиза»!
В итоге такой 5−10 летней программы Гомель стал бы вторым городом страны, улучшив экономику района и области. Да, я не мэр, и ситуация в городе другая. Тут старый Полесский путепровод сносили несколько лет, что уж говорить о скоростных трамваях. Но когда я вижу, как развиваются другие областные центры, не говоря уже о столице и европейских городах, становится обидно. Город застрял в начале 2000-х — и такую госпрограмму развития создавать нужно уже сейчас (если не вчера).
TUT.BY