К вопросу о вторичности среди гомельских скульптур и малых архитектурных форм
Не так давно известный блогер Артемий Лебедев написал о «светофорном дереве», которое «выросло» в Гомеле. Вовсе не потому, что эта малая архитектурная форма его восхитила. Дело в том, что такое дерево уже давно существует в Лондоне.
Мы решили проверить, насколько оригинальны гомельские скульптуры и малые архитектурные формы.
Для начала стоит дать определение слову «плагиат». Википедия сообщает, что плагиат — это «умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, технических решений или изобретений».
Начнём мы с уже упомянутого «светофорного дерева». Впервые такое дерево появилось в Лондоне, а затем в Пензе. Идея такого дерева нетривиальна, и вряд ли создатель гомельского не видел собратьев его творения.
[divider]
О людях рабочих профессий
Отдельного упоминания заслуживает памятник водопроводчику. Изначально такой памятник появился в Словацкой столице Братиславе, там он быстро стал местной достопримечательностью. В скорости клоны этого памятника появились: в немецком Нойсе, Бердянске, Москве, Екатеринбурге, Красноярске, Омске, Саранске, Сочи, Тюмени, Черкасах. Этот список далеко не полный. Поговаривают, что самый первый подобный памятник появился еще в 70-е в шведском Стокгольме.
Если подавляющее большинство упомянутых в этом материале малых архитектурных форм все-таки именно вторичны, то памятник водопроводчику сразу после установки мог служить примером именно плагиата. Изначально он выглядел несколько иначе и очень сильно напоминал братиславский памятник. Но создатель словацкого собрата скульптор Виктор Гулик подал в суд на гомельский «Водоканал», обвинив организацию в плагиате и выиграл дело — первый памятник и форму отливки пришлось уничтожить. Теперешний водопроводчик, выглядывая из люка, разговаривает по мобильному телефону.
Интересно, что только гомельский памятник огражден цепью. Видимо, чтобы не украли. В остальных городах горожанам доверяют больше.
[divider]
Ещё одна представительница рабочей профессии – дворничиха на проспекте Ленина. Казалось бы, что тут ответственные за облик города отличились и создали памятник именно дворничихе, а не дворнику. Но у дворничихи оказалось много коллег – в Минске, Мюнхене, Красноярске, Кировске, Липецке.
[divider]
Гомельская скульптура острогрудой студентки. У нее тоже много сестер – Иркутск, Калининград, казахский Кустанай.
[divider]
Возле вокзала находится милая скульптура путешественника на чемоданах. От собратьев её отличает рост.
[divider]
У ящерицы на камне в Советском районе тоже существует родственница – в Москве на камне сидит хоть и экзотическая, но всё-таки ящерица, игуана.
[divider]
У шарманщика в Новобелице на улице Ильича есть коллега из Киева. Кстати, возникает резонный вопрос. Если водопроводчики, студентки и дворничихи присутствуют, то наличие шарманщиков в Гомеле – вопрос открытый.
[divider]
Зато доподлинно известно, что советский клоун Михаил Румянцев, больше известный как Карандаш, выступал в Гомельском цирке. Кстати, стопроцентный двойник гомельского памятника красуется в Москве. Не очень отличающийся по задумке клоун есть в Тюмени.
[divider]
Гномы-финансисты, которые расположились перед зданием банка на Красноармейской, имеют собратьев в Сочи.
[divider]
У кубика-рубика есть собрат не только в Гомеле, но и на пейзажной аллее в Киеве.
[divider]
Перерабатывают чужое не только скульпторы и дизайнеры, но и местные райтеры-графитчики. В графити на стене винзавода на улице Кирова можно узнать работу Говарда Фогга.
[divider]
Аллея влюбленных — квинтэссенция вторичности в Гомеле
В Гомеле есть место, где малые архитектурные формы просто излучают из себя вторичность. При мало-мальском умении пользоваться поисковыми сайтами, можно найти аналог практически любой из них.
К примеру, арка в виде сердец настолько банальна, что поэтому запросу «поисковики» выдадут не только архитектурные формы, но и элементы свадебных декораций. Типовые сердца есть в российских городах Ужур и Мегион, а также в украинской столице.
[divider]
Недалеко есть ещё одна арка, на этот раз в виде подковы. Такая же небанальная арка есть в российских Кирове и Санкт-Петербурге.
[divider]
Скульптурная композиция, где влюбленные прячутся от дождя под зонтом, тоже не отличается оригинальностью идеи. Подобные украшения городского пейзажа есть в Санкт-Петербурге и эстонском Тарту.
[divider]
Два влюбленных фонаря есть в Киеве.
А это их гомельская, уже покалеченная вандалами, вариация:
Металлическое дерево для замочков молодожёнов далеко не ново как идея. Такие деревья есть в Москве и Туле.
[divider]
Уменьшенные копии парижской достопримечательности — Эйфелевой башни — не менее многочисленны, чем статуи водопроводчиков. Не утруждая себя поисками, можно легко найти аналоги из Чернигова, Минска и Москвы.
[divider]
Лавочки — просто кладезь повторения. Скамейки примирения, которые сделаны под углом, чтобы поссорившиеся скатывались друг к другу, появились сейчас чуть ли не в каждом городе. Гомель, чтобы догнать и перегнать остальные города, обзавелся несколькими такими лавочками.
[divider]
Аналогичные скамейки есть, к примеру, в Сочи и Новомосковске.
[divider]
Скамейка «очки» есть в Киеве, а скамейка в виде ладони есть в Антверпене и Сочи, а у скамейки с шахматной доской есть родственник в Вильнюсе.
[divider]
Скамейки на колёсах или скамейки-качели настолько часто употребляются в ландшафтном дизайне, что выяснить, где появились первые, очень сложно.
[divider]
Скамейка-книга есть и в Стамбуле. Делать скамейки из бетона не самая лучшая идея – посидев на такой в «нелётную» погоду можно запросто себе что-нибудь застудить.
[divider]
Лавочка с игральными картами есть в Мехико.
[divider]
У скамейки-паука тоже есть собрат. К сожалению, откуда он родом, выяснить не удалось.
[divider]
Скамейку из букв «X», «Y» и «Z», которые легко укладываются в неприличное слово из трёх букв, изначально создал в Дании дизайнер Марк Рюгрок.
[divider]
А лавочку-прищепку выставляли в Милане.
[divider]
У скамейки-переростка тоже есть родственники.
[divider]
Традиция?
Сейчас легко упрекать тех, кто занимается внешним видом нашего города. Но они не были первыми. Нельзя сказать, что традиция такой вторичности уходит своими корнями в века, но у нее точно есть корни в советском прошлом.
Гомельские памятники Ильичу не отличаются выдумкой и разнообразием. Памятник, который находится в здании железнодорожного вокзала, идентичен тому, что воздвигнут в Новобелице недалеко от кинотеатра «Мир».
[divider]
Еще один Ленин-двойник притаился в одном из детских садов на проспекте Ленина. Он был идентичен памятнику Ленина возле шарико-подшипникового завода на улице Шевченко. К счастью или сожалению, время не пощадило этот памятник вождю мирового пролетариата.
[divider]
Что же хорошего?
Было бы не объективно, если бы мы говорили только о негативных фактах.
Бетонные яблоки и груши, которые находятся на транспортном кольце улиц Барыкина и Богдана Хмельницкого выглядят весьма симпатично. Несмотря на то, что многие гомельчане называют эти фрукты «чернобыльскими», приезжие очень любят фотографировать эти объекты.
Чудесная скульптурная композиция с «космическим» конём-единорогом украшает Старый Аэродром. Чего-то похожего нам найти не удалось.
Скульптура Гулливера в Советском районе, на наш взгляд, тоже выглядит весьма удачно и весьма качественно исполнена. Можно вспомнить памятник Кириллу Туровскому как пример качественной классической скульптуры.
Вместо заключения
От чего происходит так, что в бюджете города находятся средства на откровенно вторичные элементы городского пейзажа, а на что-то действительно интересное или связанное с историей города нет?
Ведь скульптура тогда оригинальна и интересна, когда она базируется на уникальных особенностях местности, когда говорит о его реальных героях или легендах.
Можно вспомнить волота, про которого рассказывали жители Волотовы еще в начале 20-го века. Или многочисленные легенды про цмоков-драконов. Или трамвай из известного, наверное, каждому гомельчанину выражения про первый гомельский трамвай на квадратных колёсиках.
На память приходят многочисленные попытки увековечить память архитектора Станислава Шабуневского, во многом благодаря которому центр города имеет нынешний вид. Пока Шабуневский удостоился только граффити на углу улиц Кирова и Артиллерийской. Город могли бы украшать какие-то персонажи белорусского фольклора, а не альпийские гномы.
Дмитрий Новиков, Сильные Новости