Как в городе над Сожем снимали кино

0 6

Гомель известен своим парком, комбайнами «Гомсельмаш» и конфетами «Спартак». Ко всему прочему наш город бывал ещё и съёмочной площадкой художественных фильмов. Гомельские улицы, гостиницы, стадионы попадали в объективы кинокамер в 1929, 1972 и 1982 годах.

Сюжет с натуры

Первый фильм не просто снимался в Гомеле — он был посвящен событиям из его недавней истории. Кинолента называлась «Отель «Савой», и речь в ней шла о стрекопытовском мятеже, произошедшем в Гомеле в марте 1919 года. Тогда два полка «Тульской бригады» подняли мятеж против советской власти и объявили себя «1-й армией Русской народной республики». А заодно принялись грабить и громить Гомель. Защитники города заняли оборону в гостинице «Савой», находившейся на месте нынешнего «Старого универмага».

Фильм был снят спустя десять лет после мятежа — в 1929 году. Его сюжет несколько отличается от реальных событий. Например, отсутствие хлеба, толкнувшее в числе прочего тульских красноармейцев на мятеж в Гомеле, создатели киноверсии объясняли диверсией белогвардейских заговорщиков. Скорее всего — пропагандистский вымысел, хотя руководитель путча, бывший штабс-капитан и купец Стрекопытов действительно отвечал в своем полку за снабжение. Но в фильме есть и такие эпизоды — в конце обманутые офицерами солдаты-повстанцы, узнав, кто виноват в их проблемах с продовольствием, поворачивают штыки против своего белогвардейского командования. Тоже художественный прием? Вообще-то — да. Но и в реальности схожий эпизод был. По воспоминаниям Александра Иовенко, под Речицей группа отступавших солдат-стрекопытовцев действительно убила своих офицеров — но только для того, чтобы захватить денежную казну.

Другие названия киноленты — «Эпизод из стрекопытовщины», «Белый генерал». Фильм снимала студия «Белгоскино» — будущий «Беларусьфильм». Режиссером-постановщиком и сценаристом был Александр Файнциммер. Еще одним автором сценария — известный белорусский прозаик, поэт и журналист Анатолий Вольный. В 1920 году Вольный пошел добровольцем в Красную армию — и о том, что такое гражданская война, знал не понаслышке.
Правдивый вымысел?

В фильме снялся чемпион СССР по боксу в легчайшем весе динамовец Федор Брест. Еще одной звездой фильма «Отель «Савой» был уроженец Буда-Кошелевщины Павел Молчанов, в будущем — народный артист БССР и СССР. Игравший в «Савое» большевика Кмита актер Леонид Кмит сыграл впоследствии легендарного Петьку в фильме «Чапаев». Роль красноармейца Яблокова в фильме также исполнил «тезка» — артист Николай Яблоков. Причем этот «двойной» Яблоков фактически является главным героем фильма — сначала он активно поддерживает мятеж. И как особо доверенное лицо, Стрекопытов посылает Яблокова в «Савой» — убить председателя ревкома. Но там белогвардейский лазутчик убеждается в «исторической правоте большевиков» и снова переходит на сторону красных.

А во время обстрела «Савоя» Яблоков спасает мальчика — сына женщины из ревкома (актриса Мария Доброва). Реальным историческим прототипом этой героини могла послужить только Песя Каганская, жена председателя гомельской ЧК Ивана Ланге. И Каганская, и Ланге вместе с другими коммунарами были убиты мятежниками с особой жестокостью. Совершенно недавно автор нашел сведения, что у них должен был остаться сын. Сирота вырос, завел семью. А его дочка, если судить по переписке в интернете, носит фамилию Ланге и до недавнего времени проживала в Волгограде.

Потомки штабс-капитана Стрекопытова, кстати говоря, тоже продолжают здравствовать. Относительно недавно автору удалось пообщаться с его родственницей, живущей в Москве. Сам командующий «1-й армией Русской народной республики» бежал к полякам, а оттуда — в Эстонию. В 1940 году организатор военного мятежа был арестован и осужден к ВМН.

Некоторых создателей фильма, как и выживших участников обороны «Савоя», смерть также настигла в период «большего террора». Минским НКВД был арестован и расстрелян сценарист Анатолий Вольный, в жернова незаконных репрессий 1937-го года попали актер Петр Пирогов (играл старика-партизана) и реальный защитник «Савоя», бывший левый эсер и деятель белорусского национального движения Василий Селиванов.

Гомельский «Савой» был первой самостоятельной работой Александра Файнциммера. В будущем он прославится такими известными кинофильмами, как «Константин Заслонов», «Без права на ошибку», «Прощальная гастроль «Артиста» и особенно — «Трактир на Пятницкой». Кстати говоря, в «Трактире на Пятницкой» отдельные моменты совпадают с некоторыми деталями деятельности гомельской банды 20-х годов «Черный ворон», в качестве своей базы имевшей трактир в Москве. Только не на Пятницкой, а на Смоленской площади.

Фильм «Отель «Савой» ценен еще тем, что съемки его проходили на улицах Гомеля. А ведь фотографий нашего города 20-х годов почти не сохранилось. К сожалению, все попытки разыскать копию этой киноленты пока не увенчались успехом.

Федор Брест. Фото: www. kino-teatr.ru
Павел Молчанов. Фото: www. kino-teatr.ru
Леонид Кмит в роли Петьки. Фото: www.google.by
Мария Доброва. Фото: www. kino-teatr.ru
[divider]

«Шурик» Демьяненко — отец гомельского футболиста

В 1972 году Гомель вновь был выбран в качестве съемочной площадки. На этот раз киностудия им. Горького снимала здесь абсолютно мирный фильм — о спортивном детстве советских детей. Кино называлось «Ни слова о футболе».

Футбол был крайне популярен среди советской детворы. В Гомеле тогда регулярно проводилось первенство по футболу между школьными командами. В то время даже уличные футболисты имели поддержку — при каждом ЖЭКе имелись штатные спортивные инструкторы, занимавшиеся организацией своих команд. Из такой вот «жэковской» команды попал в большой спорт и Федя Черенков, снимавшийся в этом фильме. В последующем полузащитник московского «Спартака» Федор Черенков 34 раза играл за сборную СССР и стал одним из самых любимых футболистов страны. В фильме, который снимался в Гомеле, 12-летний Федя Черенков выполнил редкий трюк — забил гол «ножницами» в прыжке с падением через себя! Правда, в кино его команде «Орленок» победу это все равно не принесло. Но вот спустя всего 8 лет, уже не на футбольном поле Гомеля, а на крупнейшем в мире стадионе «Маракана» в Рио-де-Жанейро, Федор Черенков забьет гол, который принесет сборной СССР триумф над прославленными бразильцами.

В фильме снимались не только воспитанники московских «Спартака», «Торпедо», «Локомотива» и «Футбольной школы молодежи» (ФШМ), но и молодые гомельские футболисты из ДЮСШ Гомеля.

Юных персонажей в фильме также играют обычные дети. В роли главного героя Славы Короткова снимался школьник и футболист Витя Харитонов. Но вот главную героиню — его сестру Надю сыграла Ира Волкова, уже являвшаяся «звездой» детского кинематографа. Ранее Ира снялась в фильме «Ох уж эта Настя», после которого получила всесоюзную известность. Режиссером картины был Исаак Магитон.

По сути, этот фильм не столько о футболе, сколько об очередном «конфликте поколений» и о вечных ценностях — справедливости, правдивости и чести. Образ отца футболиста, которого играет Александр Демьяненко, несколько необычен — интеллигент-майор в очках, который отрывается от любимой книги только для строгого воспитания дочери. И героиня Иры Волковой поднимает бунт против родительского недоверия и контроля, при этом еще сочетающихся с невниманием. Пионерка Надя требует себе свободы — «как детям в Японии». И сию крамольную идеализацию педагогики «капиталистического государства» цензура безболезненно пропускает! Фильм вообще не лишен юмора… Так, мужик в помятой шляпе на улице многозначительно предлагает деду восходящей футбольной звезды (заслуженный артист БССР Борис Кудрявцев) «отметить» успех внука — и в следующем кадре они уже с чинным видом пьют… чай.

Но команда «Орленок» выигрывает свой кубок не по правилам — ее капитану Славе Короткову «интеллигентный» тренер (Владимир Грамматиков) убавляет один год. Надя считает это нечестным. Характерная черта «эпохи застоя» — только одна маленькая девочка обратила внимание на фальсификацию! Но она не знает, что делать. Разве можно написать жалобу на брата? И даже мудрый дедушка не может помочь Наде в ее коллизии. Ведь и покрывать нарушение — это «ложное товарищество». Но с другой стороны, дед говорит — «ябед мы били». Вот вам и «Павлик Морозов»… И Надя-пионерка не становится доносчицей. Тщеславие и лицемерие взрослых во время детского утренника окончательно подталкивает ее к решению вопроса «по справедливости» — пионерка просто похищает незаслуженный кубок и отправляет его проигравшей команде.

Квест по советскому Гомелю

В фильме постоянно присутствует Гомель начала 1970-х со всем его тогдашним колоритом. Фильм начинается с игры в уличный футбол во дворе школы № 11. Надя и ее подруга Тома (Таня Городничева) живут в разных концах «длинной улицы» — Советской, по которой и провожают друг друга из школы. Подружки гуляют вдоль витрин на улице Победы, Тома дважды выигрывает в лотерею возле ресторана «Беларусь» на площади Ленина.

Героини фильма Надя и Тома гуляют по гомельскому проспекту Победы…

Молодые футболисты совершают пробежки на «Стрелке» напротив речного порта — по пескам, что намывали тогда земнснарядами для строительства микрорайона «Пролетарский луг». В камеру оператора попадает Гомельский цирк. Рядом с цирком видно здание, построенное в конце XIX века в кирпичном «ропетовском» стиле — ныне снесенное под коммерческий центр. А вот церковь с экскурсантами-узбеками снимали в соседнем Чернигове — Пятницкий храм XII века. В кадре часто присутствует Гомельский парк, Киевский спуск, Сож и его набережная. Матч «Орленок» — «Комета» проходит на центральном гомельском стадионе, над трибунами которого красуется приветствие участникам сдачи комплекса ГТО.

… и по улице Советской

Возле комиссионного магазина на углу Советской и Комсомольской легкомысленная подружка Тома обнимает и едва не целует красные сапожки. И танцует от счастья «Калинку», когда мама наконец покупает ей эту модную обувь. Пройдет немного времени, и не правдоискательницы вроде Нади — но Томы с сапожками окончательно возьмут верх в позднем советском обществе.

Кадр из фильма «Ни слова о футболе»

Не гуляй по Портовой в одиночку…

Нам удалось разыскать участника тех съемок гомельчанина Сергея Куликова. Он рассказал ТУТ.BY следующее:

— Летом 1972 года я был воспитанником гомельской ДЮСШ по футболу. Во время товарищеской встречи на «детском» стадионе на улице Коллонтай (ныне — Сожская) неожиданно появились люди с киностудии. И нам объявили, что будут отбирать на съемки. Выбрали 5−6 человек, в их число попал и я. Как я понимаю, от нас требовалась не игра, а некоторая фактура. И заполнение футбольной массовки. Техничные игроки приехали из Москвы. Футбольным консультантом фильма был торпедовский тренер. Мы снимались каждый день в течение примерно полутора месяцев. И все это — ради двух-трех футбольных сцен, вошедших в фильм. В конечный вариант не вошли наши эпизоды в парке Луначарского, сцены уличного футбола, которые снимались на углу Кирова и Победы, прямо напротив моего двора.

По мнению Сергея Куликова, Гомель для съемок выбрали прежде всего из-за его живописного парка и обилия зелени на городских улицах того времени. Еще в том году гомельские футболисты выступали как никогда удачно. По словам Сергея Николаевича, в советском кинематографе работали очень качественно, да и денег на съемки не жалели. Хорошая работа на камеру — дело очень хлопотное. Один дубль приходилось делать за другим. Так, сцену пробежки по пескам снимали целый день. Эпизод, где Федя Черенков забивает свой акробатический гол, делали несколько часов — то что-то не получается у игроков, то какой-нибудь мужик выйдет покурить в майке на балкон хрущевки. Но от желающих попасть в массовку на трибуны отбоя не было. За одну съемку им платили от полутора до трех рублей — хорошие деньги по тем временам. Сам Сергей за участие в фильме получил 70 рублей. Этой суммы тогда могло вполне хватить на покупку двух велосипедов «Орленок». Но он признается, что все заработанное отдал маме.

Сергей Куликов рассказывает, что на съемочной площадке режиссера Исаака Магитона тогда все звали «Игорь». Его знаменитую фразу «Вот это было…», произносимую после каждой удачно отснятой сцены, гомельские школьники-футболисты даже взяли в свой обиход. Много времени с детворой проводил тогда Владимир Грамматиков — как и положено футбольному «тренеру». Объяснял премудрости профессионального мастерства, рассказывал о технике киносъемок. С московскими футболистами общение складывалось по-разному — все-таки часть столичных гостей держалось не без снобизма. Но с одним мальчиком из Москвы, Витей Яновым из ФШМ, он подружился и долго переписывался. Хорошие отношения сложились у Сергея и с Черенковым — во время матча на кубок СССР «Спартак» — «Торпедо» только они вдвоем болели за красно-белых. Один раз Федя Черенков пришел на съемки с синяком под глазом. На все вопросы только отвечал: «Нечего одному вечером гулять». Московские футболисты жили тогда прямо у стадиона. А соседняя улица Портовая в те времена считалась одной из самых «хулиганистых» в Гомеле. Впрочем, этот «фингал» мог быть и искусно наложенным гримом. По крайней мере, в сцене с игрой «Комета» — «Орленок» осатанело прыгающий в ожидании паса Федя Черенков с «фонарем» под глазом смотрится чрезвычайно убедительно… Спустя много лет, в 1986 году, во время игры футбольной команды «Гомсельмаш» со сборной СССР, полузащитник Сергей Куликов снова встретился с Федором Черенковым. Вспомнили совместные съемки и даже сфотографировались на память. На Всесоюзном юношеском турнире «Перправа» в 1979 году Куликов повстречался и с главным героем фильма «Славой Коротковым» — Виктором Харитоновым. Он играл тогда за сборную Москвы.

По неизвестным причинам, но Сережа Куликов единственным из гомельчан попал в титры фильма. Более того, его имя открывает список актеров, снявшихся «В эпизодах». При этом он намного опередил заслуженных артистов РСФСР Николая Парфенова и Николая Скоробогатова. Федора Черенкова в титрах нет.

Ещё в фильме снимался будущий вратарь «Гомсельмаша» Владимир Грищенко, Виктор Приходько, Александр Волков, Михаил Цуканов и другие юные гомельские футболисты.

Фото: www.eg.ru

Судьбы героев

Сергей Куликов продолжил свою карьеру в футболе, играл в команде «Гомсельмаш», в сборной БССР, был легионером в Польше. Оставил игру в 1995 году. По-прежнему болеет за «Спартак».

Фильм «Ни слова о футболе» положил конец актерской карьере Ирины Волковой. Как говорит сама Ирина Волкова-Межирова в интервью eg.ru, на съемочной площадке Александр Демьяненко убедил родителей Иры, что профессия артиста — неблагодарное занятие. Ирина отказалась от продолжения актерского ремесла, вышла замуж за военного, родила сына. Ныне живет в Москве, работает в отделе районного архитектора.

Владимир Грамматиков, игравший пробивного тренера Кима Петровича, впоследствии снял кинокомедию «Усатый нянь», стал директором киностудии им. Горького. Ныне является креативным продюсером компании «Дисней» в РФ.

Футболист Федор Черенков получил множество спортивных травм, испытывал серьезные проблемы со здоровьем. Последние годы жил в бедности, скончался в 2014 году в возрасте 55 лет. На похороны легендарного игрока «Спартака» пришли даже болельщики ЦСКА и «Динамо».

Спустя десять лет, в 1982 году в Гомеле был снят еще один фильм, на тему детского бунтарства — «С кошки все и началось». В фильме играли Юрий Николаев и Виктор Ильичев. Значительная часть съемок проходила в Гомельском парке.

P. S. Автор благодарит представителей Гомельской областной федерации футбола и Гомельского областного общественного объединения «Ветераны физической культуры и спорта» за содействие при подготовке материала.

Юрий Глушаков, TUT.BY

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.