Бывшая Никольская

Редактор

«Красная книга» географических названий Гомеля и окрестностей

Строительство железной дороги через Гомель явилось крупной вехой в истории города и оказало большое влияние на его развитие. В 1873 году началось движение поездов на линии Гомель—Минск, на этой части Либаво-Роменской железной дороги в 1886 году была введена в действие Полесская железная дорога через Гомель.

Железнодорожное ведомство, как очень крупная организация того времени, имело в Гомеле, как и везде, свои хозяйственные подразделения. В Гомеле были построены железнодорожные больницы, стала работать сеть общеобразовательных железнодорожных школ, были построены железнодорожное училище и ряд хороших деревянных жилых домов для железнодорожных рабочих и служащих.

Даже церкви в Гомеле железнодорожное ведомство построило свои. В 1901 году была освящена и стала действовать Либавская (Успенская) железнодорожная церковь, находившаяся прямо напротив вокзала. В 1929 году на месте этой церкви был построен Дворец культуры железнодорожников имени Ленина. В 1904 году была освящена и вступила в строй каменная Никольская железнодорожная церковь, построенная, как указывалось в документах того времени, «на средства железнодорожных служащих». Расположена она была в районе направления Полесской железной дороги и поэтому называлась Полесской (Никольской) церковью. Небольшая улица возле этой церкви стала называться по ее названию — Никольской. На этой улице кроме церкви был ряд служебных железнодорожных помещений, которые сохранились и сейчас. Небольшую часть улицы занимали индивидуальные жилые дома.

Название улицы Никольской не стоит путать с улицей с похожим названием-Николаевской( сейчас это улица имени Галины Докутович), расположенной совсем неподалеку, но за железной дорогой, в центральной части города. Если наименование улицы Никольская получилось от названия церкви, расположенной на ней, то Николаевская получила свое название по имени царя Николая, также как, например, в свое время, улица Александровская (сейчас эта улица Комсомольская) была названа по имени царя Александра.

В 20-е годы нашего века при переименовании ряда улиц города получила новое название и улица Никольская. Она стала называться по имени советского, очень популярного в послереволюционное время поэта Демьяна Бедного.

Сейчас повсеместно ставится вопрос о пересмотре новых названий городов, поселков, улиц. Эти переименования, в свое время, сыграли немалую агитационную роль, но сегодня для сохранения и изучения истории того или иного города или улицы часто признается целесообразным возвращение к старым наименованиям, особенно, когда первоначальное название давалось не случайно, а чем-то обосновывалось.

Учитывая, что Никольская церковь не закрывалась, а постоянно функционировала, очевидно, есть смысл в сохранении первоначального названия этой улицы, как улицы Никольской.

Р. Музыченко, краевед

«Чырвоная кніга» геаграфічных назваў Гомеля і наваколляў

Былая Нікольская

Будаўніцтва чыгункі праз Гомель з’явілася буйной вяхой у гісторыі горада і аказала вялікі ўплыў на яго развіццё. У 1873 годзе пачаўся рух паяздоў на лініі Гомель—Мінск, на гэтай частцы Лібава-Роменскай чыгункі ў 1886 годэе была ўведзена ў дзенне Палеская чыгунка праз Гомель.

Чыгуначнае ведамстаа, як вельмі буйная арганізацыя таго часу, мела ў Гомелі, як і ўсюды, свае гаспадарчыя падраздзяленні. У Гомелі былі пабудаваны чыгуначныя бальніцы, стала працаваць сетка агульнаадукацыйных чыгуначных школ, былі пабудаваны чыгуначнае вучылішча і шэраг добрых драўляных жылых дамоў для чыгуначных рабочых і служачых.

Нават цэрквы ў Гомелі чыгуначнае ведамства пабудавала свае. У 1901 годзе была асвячона і стала дзейнічаць Лібаўская (Успенская) чыгуначная царква, якая знаходзілася прама насупраць вакзала. У 1929 годзе на месцы гэтай царквы быў пабудаваны Палац культуры чыгуначнікаў імя Леніна. У 1904 годзе была асвячона і ўступіла ў строй каменная Нікольская чыгуначная царква, пабудаваная, як указвалася ў дакументах таго часу, «на сродкі чыгуначных служачых». Размешчана яна была ў раёне напрамку Палескай чыгункі і таму называлась Палескай (Нікольскай) царквой. Невялікая вуліца каля гэтай царквы стала называцца па яе назве — Нікольскай. На гэтай вуліцы акрамя царквы быў шэраг службовых чыгуначных памяшканняў, якія захаваліся і зараз. Невялікую частку вуліцы займалі індывідуальныя жылыя дамы.

Назву вуліцы Нікольскай не варта блытаць з вуліцай з падобнай назвай — Мікалаеўскай (цяпер гэта вуліца імя Галіны Дакутовіч), размешчанай зусім непадалёку, але за чыгункай, у цэнтральнай частцы горада. Калі найменне вуліцы Нікольская атрымалася ад назвы царквы, размешчанай на ёй, то Мікалаеўская атрымала сваю назву па імені цара Мікалая, таксама як, напрыклад, у свой час, вуліца Аляксандраўская (цяпер гэта вуліца Камсамольская) была названа па імені цара Аляксандра.

У 20-я гады нашага стагоддзя пры перайменаванні шэрагу вуліц горада атрымала новую назву і вуліца Нікольская. Яна стала называцца па імені савецкага, вельмі папулярнага ў паслярэвалюцыйны час паэта Дзям’яна Беднага.

Цяпер паўсюдна ставіцца пытанне аб пераглядзе новых назваў гарадоў, пасёлкеў, вуліц. Гэтыя перайменаванні, у свой час, адыгрілі немалую агітацыйную ролю, яле сёння для захавання і вывучэння гісторыі таго або іншага горада або вуліцы часта прызнаецца мэтазгодным вяртанне да старых найменняў, асабліва, калі першапачаткоаая назва давалася не выпадкова, а чымсьці абгрунтоўвалася.

Улічваючы, што Нікольская царква не закрывалася, а увесь час функцыяніровала, відавочна, ёсць сэнс у захаванні першапачатковай назвы гэтай вуліцы, як вуліцы Нікольскай.

Р. Музычэнка, краязнаўца

Источник: Гомельская правда, 21.10.1991

Выражаю благодарность сотрудникам детской библиотеки-филиала №16 за предоставленный материал.

Print Friendly, PDF & Email