Есть такая улица — имени Химакова

Эта улица несколько необычная. Дома на ней расположены только с одной стороны, а с другой — идёт сплошная каменная стена, за которой находятся корпуса вагоноремонтного завода. Улица небольшая — чуть более полукилометра. Застройка её началась, как свидетельствуют старожилы, чуть более ста лет назад, вместе с началом строительства железнодорожных мастерских, будущего вагоноремонтного завода. И жили, живут на ней, в основном, рабочие этого предприятия.

До Октябрьской революции здесь была обычная заводская окраина, с бедными хижинами, которые были преимущественно составлены из «отработавших» свой век шпал. Сейчас на улице тоже в основном деревянные дома, но все они имеют привлекательный вид. Пожалуй, не найдешь такого двора, где бы не было плодовых насаждений, цветов.

С вводом в действие вагоноремонтного завода на базе мастерских, с пуском здесь электростанции, улица была электрифицирована. Поэтому, видимо, ее назвали Электрической. В послевоенный период решением горисполкома бывшая электрическая переименована в улицу имени Химакова.

Иван Артёмович Химаков для гомельчан старшего поколения-хорошо известный человек. Его имя неразрывно связано с революционными традициями гомельских железнодорожников, с богатой историей вагоноремонтного завода.

Родился Иван Артёмович в деревне Бобовичи недалеко от Гомеля, в 1879 году. Трудовую деятельность начал чернорабочим на железной дороге. Ещё юношей принимал активное участие в революционной борьбе рабочих-железнодорожников против царизма. Сразу же после Февральской буржуазно-демократической революции Иван Артёмович был избран членом районного комитета профсоюза железнодорожников, а уже в апреле — председателем этого комитета. В 1918 году он вступил в партию большевиков и в том же году по решению Гомельского комитета партии остался здесь для подпольной работы в связи с оккупацией города кайзеровскими войсками.

В июне 1918 года за организацию и руководство забастовкой гомельских железнодорожников Химаков был немцами арестован и направлен в Брест-литовскую тюрьму. После освобождения из неё он принял активное участие в гражданской войне, и за боевые заслуги был награждён именным оружием.

С 1919 по 1929 год Иван Артёмович работает комиссаром железнодорожных мастерских, которые вскоре были преобразованы в паровозо-вагоноремонтный завод. В связи с пятой годовщиной Октябрьской революции ему присваивается звание «Герой революции». В 1929 году И.А. Химаков назначается директором паровоза-вагоноремонтного завода и работает на этой должности долгое время. Обладая высокими организаторскими способностями и знаниями, он добился того, что это предприятие становится одним из передовых в республике. Химаков был неоднократным делегатом губернских съездов, а также делегатом XII и XIII съездов КП(б)Б, выбирался в члены ЦК КП(б)Б.

В заключение хочется сказать, что улица, носящая имя такого заслуженного человека, ещё не в полной мере обустроена. На проезжей части её много выбоин, на значительной части нет тротуара, кое-где портят вид примитивные заборы. Руководство вагоноремонтного завода и Советский райисполком могли бы помочь жителям сделать улицу более красивой.

М. Лапуста

Гомельская правда, 02.10.1978
Перевод Александра Флегентова

Выражаю благодарность сотрудникам детской библиотеки-филиала №16 за предоставленный материал.