Гомельская часовня. Взгляд изнутри

Для внутреннего оформления часовни, как и для внешнего, был выбран так называемый «русский» стиль, подражающий большому стилю XVII века. В конце XIX века – времени создания гомельской часовни-усыпальницы — он находился на пике популярности.

На смену аскетичному и немногословному средневековью пришла совершенно по-новому организованная живописность архитектуры. Многоцветье стен соседствует с белокаменными вставками, цветной керамикой, красным кирпичом. В этом духе создаются храмы XVII века в Москве, Вязьме, Ярославле ит.д. Все они отличаются необычайной красочностью и декоративностью, что и характеризует «русское узорочье» XVII века.

Конечно же, этот стиль не родился на пустом месте. Активизация торговли в это время, особенно с восточными землями, способствовала формированию на Руси нового взгляда на красоту. Восточный орнамент, обычно именуемый арабесками, состоял из переплетающихся декоративных мотивов геометрического и растительного свойства. Орнаментальные «ковры» почти сплошь покрывали здания, одежду и предметы восточного быта. Русская орнаментика кое-что позаимствовала у соседей и пошла развиваться собственным путем.

В XIX в. произошел бурный всплеск интереса — прежде всего в самой России — к своей культуре, появляются многочисленные подражания «большому русскому стилю», в том числе и на Западе. Среди примеров архитектуры этого времени можно вспомнить «Дом Игумнова», Кремлевские палаты, Исторический музей в Москве, замок Нойшванштайн в Германии с его «русскими» залами и др. Их своды и стены украшены репликами древних росписей и мозаик.

Не стал исключением и гомельский памятник. Из Петербурга в Гомель Федором Ивановичем Паскевичем был приглашен хорошо зарекомендовавший себя художник С.И.Садиков. Сергей Иванович преподавал в училище технического рисования барона Штиглица, принимал участие в росписях его «палат», и тема русского узорочья была ему особенно близка.

Вызывает интерес наличие стрелок, вписанных в растительный орнамент. Этот знак также встречается на персидских изразцах в Пергамон-музее (Берлин). Его сакральное значение, заложенное создателями часовни, еще предстоит разгадать научным сотрудникам нашего музея. Ведь раппортом из стрелок также был окаймлен круглый мозаичный фриз с изображением Спасителя над входом в часовню. Дополняют фрески однотонные, теплого зеленого цвета изразцы. Светлую ноту вносит резной мраморный киот, а камертоном ему служит черный лабродоритовый алтарный столик. Пол устелен черными и белыми плитками из мрамора.

Гамма золотисто-зеленовато-коричневатых тонов, выбранная устроителями для внутреннего помещения часовни способствовала атмосфере умиротворения, спокойной созерцательности и отрешенности…

Исполненная тайны и очарования часовня князей Паскевичей терпеливо ожидает встречи с гомельчанами после завершения реставрации интерьера.

«Гомельская праўда» от 28.07.2016