Гомельский цирк-театр и его судьба

В начале ХХ столетия на проспекте Ленина в Гомеле находилось старое законсервированное римско-католическое кладбище. В апреле 1923-го согласно решению горсовета на этой территории был разбит городской сквер.

В первые послереволюционные годы в городе массово открывались культурные учреждения: библиотеки, клубы, кинотеатры, планировалось строительство рабочего дворца, Дома крестьянина, цирка. Для руководства театральной деятельностью при Гомельском губернском отделе народного образования создана дирекция театрально-зрелищных предприятий, которая инициировала строительство здания цирка. Горсовет в ноябре 1925 года выделил под строительство территорию городского сквера (тогда улица Комсомольская) и находившийся рядом участок земли. Техническое руководство и надзор за возведением постройки было поручено управлению губернского инженера и технической части губкоммунотдела.

Строительство велось ускоренными темпами, уже к началу 1927-го деревянное здание цирка-театра на 1030 мест введено в эксплуатацию. На протяжении 1927–1931 годов в нём в основном демонстрировали кинофильмы и давали цирковые представления.

Цирк на фотографии 1930-х годов (из фондов Гомельского дворцово-паркового ансамбля)
Цирк на фотографии 1930-х годов (из фондов Гомельского дворцово-паркового ансамбля)

Чтобы разнообразить культурную жизнь города, дирекция гостеатров в течение нескольких лет пыталась организовать местную драматическую труппу, которая стала бы культурно-просветительным центром. В 1931-м создан Гомельский театр рабочей молодежи (ТРАМ) с еврейским и белорусским отделениями. В штате числились 46 человек. Было подготовлено несколько пьес, но из-за отсутствия средств состоялась постановка только одной. Председатель Гомельской горнацкомиссии Кондратенко неоднократно обращался в Нацкомиссию ЦИК БССР о включении ТРАМа в бюджетное финансирование на 1932 год, однако не получил поддержки. Еврейское отделение просуществовало около двух лет, белорусское – немногим более года.

Театральная жизнь в городе оживилась в 1932 году, когда Гомель был «определён базой» для Третьего Белорусского государственного театра (БГТ-3) под руководством народного артиста Беларуси Владислава Голубка. Художественным руководителем театра был уроженец Рогачёва Константин Санников. Коллектив разместили в здании цирка-театра по Комсомольской, 42. Вниманию публики предлагались спектакли: «Контратака» Д. Курдина, «Мой друг» Н. Погодина, «Суд» В. Голубка, «Энтузиасты» Н. Серебрякова и Е. Тарвида, «Диктатура» И. Никитенко.

Помещение цирка-театра не имело необходимого оборудования и, несмотря на то что было недавно построено, требовало значительного ремонта. Артистам приходилось репетировать и выступать в довольно сложных условиях: здание продувалось ветром и плохо отапливалось. В штате было 60 человек, из них 32 – художественный персонал, 13 – музыканты. В основном приезжие артисты, поэтому жилье им предоставляли в Доме актеров по Комсомольской, 55.

Владислав Голубок, директор БГТ-3
Владислав Голубок, директор БГТ-3

Театральный сезон в Гомеле, как правило, длился три месяца, затем труппа отправлялась на гастроли в другие города Беларуси: Минск, Могилев, Бобруйск, Полоцк, Дзержинск. В этот период в здании цирка-театра давали спектакли приезжавшие в Гомель артисты БГТ-2, Белорусского ТРАМа, Киевского театра имени Шевченко, Московского ТРАМа, Еврейского театра Западной области, цирковые коллективы. Театральным труппам было весьма не комфортно выступать после цирковых гастролей, так как «звери подрывали основные стойки здания, купол проседал, а песок с арены выбирался. Все помещение требовало дезинфекции и длительного проветривания».

Весной 1934 года коллектив БГТ-3 направлен в Москву на курсы повышения квалификации. На протяжении трёх месяцев под руководством мастера русской сцены Алексея Дикого актеры изучали опыт лучших театров столицы, занимались теорией и практикой.

По возвращении в Гомель при БДТ-3 была создана творческая студия для подготовки актеров. Занятия в ней проводили К. Санников, А. Николаева, В. Потехин. Студийцы изучали также иностранные языки и общеобразовательные дисциплины. Впоследствии ученики студии составили костяк Рогачёвского колхозно-совхозного театра.

В декабре 1935-го в связи с 15-летием БГТ-3 приказом Народного комиссариата просвещения БССР за активное участие в общественной жизни страны Владислав Голубок, Константин Санников и шесть ведущих артистов отмечены почётными грамотами ЦИК БССР. Двум ведущим актерам – Константину Быличу и Антону Згировскому присвоены звания заслуженных артистов БССР. 15 артистов, а также авторы пьес «Контратака» Дмитрий Курдин и «Сержант Дроб» Эдуард Самуйленок получили ценные подарки. В том же году «за проведение праздников к освобождению Белоруссии от белополяков» (11 июля 1920 года) директор награждён второй Почётной грамотой и легковым автомобилем.

Однако уже в конце 1936-го эти пьесы запрещены к показу и изъяты из репертуара с формулировкой «за политически неправильный показ крестьянства и низкое художественное качество». Такая же участь постигла пьесу Голубка «Рикошет» и ряд других постановок. На протяжении года артисты театра сыграли 247 спектаклей, из них 121 в Гомеле, одновременно готовили к показу пять новых постановок. Этим планам не суждено было осуществиться. Весной 1937 года директор БГТ-3 Владислав Голубок и заслуженный артист БССР Антон Згировский арестованы и репрессированы (в 1957-м оба посмертно реабилитированы).

Приказом управления по делам искусств при СНК БССР от 27 мая 1937 года БГТ-3 переименован в Гомельский городской театр, а в августе расформирован, артистов распределили в другие коллективы.

Здание цирка-театра по-прежнему находилось в аварийном состоянии. Во время Великой Отечественной войны оно было полностью разрушено.

Мария Алейникова, сотрудник библиотеки-филиала № 3 имени Е. Романова, архивист
Гомельская правда, 30.10.2022