Город над Сожем

Города, как и люди, имеют свои имена, лица, биографии… Гомель — не исключение. Его по праву называют древнейшим городом в Беларуси. Тысячи гостей ежегодно приезжают сюда, а потом увозят с собой самые хорошие впечатления. Трудно представить, что когда-то это была «небольшая деревенька Гомий на берегу реки Сож», которую в 1775 году Екатерина II подарила фельдмаршалу Петру Румянцеву-Задунайскому за его многочисленные победы над турками. С окрестными деревнями там проживало не более пяти тысяч крепостных крестьян.

От Гомия до Гомеля

В старинных летописях Гомель упоминается как «Гомий», «Гомье», «Гомь» и т. д. Впервые название города встречается в 1142 году в Ипатьевском списке Киевской летописи, в которой говорится о захвате владения черниговского князя Игоря Ольговича смоленским князем Ростиславом. Впрочем, последний не смог управлять городом из-за его отдаленности, и черниговские князья вскоре вернули владения. После Гомиий правил другой черниговский князь — Изяслав Давидович, который очень любил это место и пользовался уважением у местных жителей. Даже когда он стал великим князем в Киеве, Гомий остался в его владении. После смерти Изяслава, в 1161 году, Гомий достался князю Святославу Ольговичу, ставшему во главе Черниговского княжества.

С конца XII века название Гомий почти на 200 лет исчезает со страниц летописей. В XIV — XVI на этих землях установилось монголо-татарское иго. Население города резко сократилось, территория уменьшилась. В середине XIV века Гомель вошёл в состав Великого княжества Литовского, однако уже в 1430 году он значился среди русских городов. В XVI столетии Гомель не раз становился яблоком раздора между ВКЛ и княжеством Московским, а потом Речью Посполитой и Российской державой. Московские князья в этот период, предпринимая меры для укрепления города, были вынуждены держать здесь гарнизон. Однако королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду I Старому всё-таки удалось взять город и включить в состав ВКЛ. 21 марта 1560 года, уже после образования Речи Посполитой, король Сигизмунд II Август утвердил герб Гомеля. Отныне здешние мещане получили право пользоваться печатью и гербом с изображением креста мальтийского типа, что говорило о признании королями местного городского самоуправления. Во время Ливонской войны (1558-1583 гг.) войска Ивана IV Грозного подожгли город, и он полностью сгорел. Северная война (1700-1721 гг.) также не обошла восстановленный Гомель: тяжёлым бременем легли на плечи его жителей военные налоги и армейские постои.

Во времена Речи Посполитой последним гомельским старостой был князь Михаил Фредерик Чарторыйский, занявший этот пост в 1730 году. Архивные материалы свидетельствуют, что его правление было благоприятным для города: он построил здесь деревянный замок с башнями и бойницами и многое другое. А в 1772 году, в результате раздела РП между Россией, Пруссией и Австрией, в состав Российской империи вошли земли Беларуси, в том числе восточная часть Речицкого уезда Минского воеводства с Рогачёвом, Печерском и Гомелем. Екатерина II приказала сделать здесь две губернии — Псковскую и Могилёвскую. В состав последней вошёл и Гомель. М. Чарторыйский отказался присягнуть императрице и всего лишился.

Новая глава в истории Гомеля начинается с правления фельдмаршала Румянцева-Задунайского. Облик Гомеля стал обретать новые черты. В 1777 году П. Румянцев приступает к строительству белокаменного дворца в стиле классицизма. Несмотря на свою занятость на государственной и военной службе, фельдмаршал, наместник Екатерины II в Украине, живо интересовался возведением своего имения в Гомеле. Привлекались известные архитекторы, автором же проекта предположительно являлся известный русский зодчий И. Старов, который в своё время проектировал известный Таврический дворец в Петербурге. Строительство велось целое столетие. Место для имения было выбрано великолепное: замечательный природный ландшафт на крутом берегу Сожа.

— Главный корпус является наиболее ранним памятником классицизма на территории Беларуси и построен на месте замка бывшего польского магната Михаила Чарторыйского. В архитектуре дворца можно проследить смену направлений от классицизма до эклектики, — рассказывает главный хранитель фондов музея историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» Татьяна Шода. — После кончины Петра Александровича гомельское имение унаследовал его сын — Николай Румянцев. Он был видным государственным и политическим деятелем России, занимая пост министра коммерции и водных коммуникаций, был министром иностранных дел России, канцлером Российского государства. Однако гомельчанам имя этого человека дорого прежде всего потому, что именно ему город обязан своим возрождением. Гомель изменил облик, превратившись в город европейского типа: появились широкие улицы, площади, каменные здания (как говорил Николай Петрович, «из вечного материала»), возводились учебные заведения, больницы, храмы разных конфессий, через Сож был построен мост, запущен первый пароход «Николай»… Здесь открылись мануфактуры, что способствовало экономическому развитию города. Для реализации своих планов Николай Петрович приглашал специалистов высокого класса, покровительствовал многим талантливым не был сторонником «изобретения велосипеда», а старался внедрять что-то новое по образцу других стран. Однако многое из того, что планировалось сделать в Гомеле, Н. Румянцеву не удалось воплотить в жизнь: в конце 1825 года он уехал по делам в Петербург, где скончался 3 января. По завещанию графа его похоронили в соборе Святых Петра и Павла в Гомеле, а имение унаследовал брат Николая Петровича — Сергей Петрович Румянцев, потому что супруги и детей у покойного не было. Он завершил возведение ряда построек, начатое старшим братом. В 1834 году Гомель, согласно завещанию Н. Румянцева, был заложен в казну.

По указу Николая I от 6 октября 1837 года имение стало принадлежать генерал-фельдмаршалу Ивану Паскевичу, графу Эриванскому, светлейшему князю Варшавскому. Иван Фёдорович известен в истории России как выдающийся военачальник, участник Отечественной войны 1812 года, войн на Кавказе с персами и турками 1827-1829 годов, а также многих военных событий первой половины XIX века. Новый хозяин из-за службы долго в имении находиться не мог, но продолжал уделять внимание развитию города, формированию дворцово-паркового ансамбля и обустройству дворца. В это время строятся кирпичный и стекольный заводы, реконструируется дворец.

— Наиболее значительные преобразования коснулись боковых флигелей, — продолжает Татьяна Алексеевна. — Левый был видоизменен: исчезли портики ионического ордера, надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка. Правый флигель был разобран и на его месте возведена башня, которая была соединена с центральной частью дворца галереями. В тенистых аллеях появились искусственные руины, гроты, фонтаны, копии античных статуй и военные трофеи.

И. Паскевич умер в 1856 году, имение унаследовал его сын Фёдор. Одно время он был генерал-адъютантом у Александра II. Женат был на Ирине Ивановне Воронцовой-Дашковой (в замужестве Паскевич), происходившей из знатного дворянского рода. Они также очень много дали городу: на их средства в начале XX века построены глазная лечебница, другие лечебные учреждения. При активном финансовом участии князей Паскевичей в 1896 году возведено здание мужской классической гимназии.

В 1888 году указом императора Александра III Ф. Паскевичу было присвоено звание почётного гражданина Гомеля. Скончался Фёдор Иванович в 1903 году и был похоронен в фамильной усыпальнице на территории замка.

женщины лег груз управления огромным имением, и справилась она с этим превосходно. До 1917 года дела приносили прибыль, что положительно отражалось на социально-экономическом и культурном развитии Гомеля. Бумагой, выпускаемой на фабрике в Добруше, бесплатно пользовались издатели почти всех гомельских газет. В годы Первой мировой войны оказывалась помощь Красному Кресту. Особую заботу Ирина Ивановна проявляла об инвалидах войны, семьях погибших солдат: из фонда княгини им выплачивали пенсии. Многие будущие именитые врачи Гомеля получили образование благодаря ее материальной помощи.

Ирина Паскевич всячески способствовала развитию культуры в городе. Во дворце были собраны великолепные памятники духовной и материальной культуры. Ирина Ивановна умерла в апреле 1925 года, похоронена у собора Святых Петра и Павла…

После революции 1917 года дворец был национализирован. Спустя два года, 7 ноября, после реставрации здания в нем открылся Художественно-исторический музей имени А. Луначарского. К слову, в этом году музей отметит свое 90-летие.

— С 1937 года в центральной части здания размещался дворец пионеров. В годы Великой Отечественной войны дворец Румянцевых-Паскевичей сильно пострадал, тысячи музейных экспонатов были утеряны (самые ценные были эвакуированы в июле 1941 года), — рассказывает Т. Шода. — Есть сведения, что после вторжения в Гомель немецких войск во дворце обосновался штаб командующего 2-й танковой армией группы армии войск Гудериана. Северное крыло замка практически не пострадало, потому что в годы оккупации здесь находилась зондеркоманда, занимающаяся захоронением немецких офицеров и солдат, — по решению Вермахта на территории парка было решено устроить немецкое кладбище.

Взгляд современника

В 2004 году, после завершения последних ремонтно-реставрационных работ, во дворце открылась экспозиция Гомельского областного краеведческого музея. Сегодня здесь можно увидеть старинные бронзовые часы и канделябры работы русских и западноевропейских мастеров, уникальные документы эпохи Николая I, батальную живопись XIX века, царские подарки и многое другое. Музейные экспозиции размещены не только во дворце — на сравнительно небольшом участке города, в его центре, существует целый музейный комплекс. Неподалеку от дворца находится часовня-усыпальница князей Паскевичей, построенная в 1889 году. Здесь покоится прах восьми членов семьи фельдмаршала Паскевича. Чуть дальше, вдоль реки, располагается охотничий домик, бывший летний домик Н. Румянцева, восстановленный в 1997 году. Внутри, в интерьерах городского быта конца XIX — начала XX веков, — самые разнообразные художественные выставки. Кстати, фактически без изменений сохранился парковый ансамбль.

Во дворце есть залы, экспозиции которых посвящены как эпохе Румянцевых, так и эпохе Паскевичей. Знакомясь с фотографиями, документами и экспонатами, можно отследить преобразования города в то или иное время. Переступив порог, сразу попадаешь в колонный зал; можно прогуляться по южной галерее дворца с огромными окнами, побывать в фельдмаршальском зале с огромными портретами И. Паскевича и его супруги, аудиенц-зале, красной и белой гостиных… Мое внимание привлек комод (к сожалению, единственный сохранившийся предмет мебели из спального гарнитура, сделанный из дорогих пород дерева). Гарнитур был подарен супругам Паскевичам в качестве свадебного подарка Воронцовыми-Дашковыми, а куплен на одной из выставок в Париже за баснословные деньги. На комоде инкрустирован герб рода Воронцовых-Дашковых и их девиз: «Всегда непоколебимая верность!».

Как отметил в 1851 году в своих работах историк и краевед Соколов, «Гомелю достался завидный жребий: ему суждено было не стариться, а возрастать в силе и славе». Действительно, городу везло: его любили, благоустраивали, вкладывая в это немалые деньги… И современные гомельчане дорожат своим бесценным наследием, любят и гордятся своим городом.

Виктория Юдицкая. На страже, 4 сентября 2009
Фото автора.

Р. S. Автор высказывает огромную благодарность Татьяне Шоде за оказанную помощь в подготовке материала.