Идя по родному городу…

Никогда не устанешь знакомится с родным городам. Ревниво вглядываюсь в давно знакомые и совсем новые улицы, хочу увидеть их такими красивыми, каких нигде больше не найдёшь. Я могу многое рассказать про то, какие изменения в облике Гомеля радуют меня как жителя этого города, как архитектора. Но, думаю, лучше всё-таки сказать про другое — про то, что мешает пока желанной гостьи — эстетики — уверенно прописаться в городе на Соже.

В Гомеле идёт большое жилищное строительство, особенно в юго-западном и залинейном районам. Вслед за микрорайонами №1 и 2 по Речицкому шоссе на юг от них уже намечается строительство новых микрорайонов №№3, 4. Эти крупные жилые массивы потребуют особенного благоустройства. Однако часто оно ведётся с большими отступлениями от проектов или даже с грубыми нарушениями их. Вот примеры.

Завершается строительство группы жилых домов микрорайона №1 по Речицкому шоссе. Но до этого времени соседний участок, где должны разместиться детские площадки и «зелёная зона», заняты грузовыми машинами, временными строениями работников нефтепровода «Дружба». Здесь возникают далёкие от современных архитектурных требований торговые павильоны, которые захламляют участки пустыми банками и другой тарой. Всё это вносит неразбериху в благоустройство микрорайона. Беда ещё в том, что временные торговые палатки делаются постоянными, о чём наглядно свидетельствуют примеры из практики строительства микрорайона №2. Торговые палатки здесь ставят стихийно, где вздумается. Надо победить эту «стихию» — только тогда торговые павильоны, согласованные по рельефу, масштабу, современные по архитектуре украсят наши микрорайоны.

Очень плохо идёт озеленение участков. Как правило, деревья сажают по квадратной сетке или просто в ряд, а это уменьшает возможность ландшафтной, свободной планировки. Известно, большое значение в озеленении имеет инициатива жителей, но часто она остаётся без надлежащего контроля, со стороны домоуправления. Жители микрорайонов, желая защитить газоны и деревья, вбивают брёвна, рейки, металлические трубы, заплетают их проволокой или строят деревянные заборы разной высоты. Такое самовольство — враг эстетики. Недопустимо также налаживание круговых и звёздовых клумб, которые каждый год облагораживают рядами кирпича.

Непозволительно решается вопрос и с покрытием тротуаров, хозяйственных площадок, отмосток. Обычно они бывают асфальтовые. Но такие покрытия имеют существенные недостатки: у низ серая поверхность, они сильно нагреваются солнцем, омертвляют грунт, который находится под асфальтом. Стройтрест №10 в ближайшее время наладит производство сборных тротуарных плит, которые успешно заменят асфальтовые покрытия.

Мало применяются в нашем городе декоративные подпорные стенки из натурального камня. То, что сделано в микрорайоне №1 по Речицкому шоссе, не совсем удачно, так как эти стенки не имеют точно выраженных швов, а камни не помыты.

Распространённым приёмом применения монументально-декоративной росписи являются глухие торцы жилых зданий. В проекте застройки микрорайона №1 по Речицкому шоссе предусмотрено 8 жилых зданий с декоративным панно на темы мира, труда, отдыха. К сожалению, с ватманских листов проекты шагают в жизнь нередко искажёнными.

Чем объяснить трудности внедрения элементов монументальной декоративной живописи в строительстве? Разобщённостью архитекторов, художников и скульпторов, отсутствием чёткого финансирования, неудовлетворительным качеством строительства и низким профессиональным уровнем многих исполнителей и т.д.

Надо повысить активность архитектурно-художественного совета города, причём, целесообразно, по нашему мнению, выделить должность главного художника Гомеля, чтобы доверить ему принимать окончательное решение. Желательно проводить больше творческих конкурсов, которые помогут выявить наиболее интересные решения, и поручить их выполнение квалифицированным мастерам.

Л. Потапов, архитектор

Гомельская правда, 17 июля 1966
Перевод Александр Флегентов