История формирования дворцово-паркового ансамбля Румянцевых, Паскевичей

Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых, Паскевичей является главной достопримечательностью г. Гомеля. История его создания насчитывает более двухсот лет и тесным образом связана с деятельностью Петра Александровича и Николая Петровича Румянцевых, Ивана Фёдоровича, Федора Ивановича и Ирины Ивановны Паскевич.

В 1777 г. на территории замка времён Речи Посполитой П.А. Румянцев начинает строительство дворца по проекту петербургского архитектора И.Е. Старова.

Дворец конца ХVIII в. – компактный, на высоком цоколе двухэтажный объем, завершенный бельведером с куполом. Здание имело гладкие стены; основными декоративными акцентами фасадов были портики.

Первый этаж дворца предназначался для парадной жизни владельца. Он имел большую высоту и включал основные залы. Второй этаж был предназначен для повседневной жизни. Бельведер также не являлся жилым помещением, а использовался для освещения главного колонного зала.

Служебные помещения находились в цокольном этаже дворца.

Дворец представлял собой загородную виллу, предназначенную лишь для кратковременных визитов П.А. Румянцева, чья основная резиденция находилась на Украине.

В архитектурном отношении это было уникальное сооружение. Гомельский дворец – первый на территории Беларуси памятник архитектуры классицизма, один из лучших примеров дворцовой палладианской постройки с компактным планом и купольным завершением.

В конце ХVIII века за оврагом Гомеюк было сооружено еще одно здание, предназначение которого до сих пор не выяснено. Позднее здесь Н.П. Румянцев планировал открыть лицей. При И.Ф. Паскевиче постройка была приспособлена под сахарный завод, превращенный Ф.И. Паскевичем в «Зимний сад» в конце ХIХ в.

Следует отметить, что в конце ХVIII в. парковые работы вблизи дворца не производились, да и свободной территории для этого не было, так как городская застройка доходила практически до стен замка. Об этом свидетельствует «План местечка Гомель» (1799 г.), хранящийся в центральном историческом архиве Республики Беларусь.

Н.П. Румянцев, ставший владельцем Гомеля после смерти отца в 1796 году, предпринял целый ряд шагов, направленных на благоустройство городской территории. Им был заложен практически «новый» Гомель.

На месте небольшого городка в первой трети ХIХ века возник регулярно распланированный и застроенный в стиле классицизма город.

На прилегающей к дворцу территории были проведены нивелировка замковых оборонительных сооружений, планировка и застройка главной городской площади, одним из основных элементов которой и стало здание, построенное при П.А. Румянцеве. В начале ХIХ века по обе стороны дворца были сооружены два служебных флигеля. Постройки имели простые прямоугольные очертания планов и сдержанное оформление фасадов, главным украшением которых были 4-х колонные портики ионического ордера.

Первый этаж флигелей, более низкий, чем второй, предназначался для хозяйственных помещений. В левом флигеле (к северу от центральной части) находилась большая кухня. На втором этаже размещались залы и гостиная. Небольшие объемы флигелей и их лаконичная архитектурная обработка подчеркивали значимость центрального здания. Тем самым дворец приобрел развитую, обращенную к главной площади города композицию.

В непосредственной близости от «нового» дворца по обе стороны оврага Гомеюк был спланирован вишневый сад с оранжереей.

Севернее дворца, ближе к Киевскому спуску, в 1809 году было начато строительство Петропавловского собора, которое было завершено в 1819 году (архитектор Джон Кларк). Как и «новый» дворец, собор по плану проектировщика должен был стать составным элементом композиции главной городской площади. Благодаря удачному расположению (на высоком мысе), собор занял господствующее положение над окружающим пространством поймы реки Сож.

Основание храма в форме креста, портики и барабан с куполом – главные отличительные черты этого архитектурного памятника. Такой облик храма являлся отступлением от православных канонов. Лишь колокольня приближала облик собора к православному храму. Расположение собора между дворцом и местечком давало возможность одновременного использования храма и владельцем, и горожанами.

В конце ХVIII – начале ХIХ века за Боярским спуском, в районе современной улицы Билецкого, возник еще один дворцовый ансамбль, составными элементами которого стали «экономический дом» и «летний домик» (получивший впоследствии название «Охотничьего»).

Место расположения дворцового ансамбля (усадьбы) было выбрано Н.П. Румянцевым не случайно. Оно имело целый ряд очевидных преимуществ. Во-первых, отсюда открывался великолепный вид на реку и заречные дали. Во-вторых, этот район городской территории не был застроен, здесь проходила граница между местечком и окружающими его пахотными землями.

Строительство «экономического дома» (дом для зимнего проживания) было начато в 1799 году (архитектор Джон Кларк). Это было деревянное, одноэтажное здание, на каменном фундаменте, с двумя большими и двумя малыми крыльцами. В дальнейшем здание было значительно перестроено (окончание работ относится к 1819 г.).

Главное здание было надстроено и объединено с флигелями галереями. Перед домом находился лишь цветник, и ничто не закрывало величественного вида на реку Сож.

Не смотря на то, что «экономический дом» был более значительным по размерам, летний домик («Охотничий домик») был доминирующим элементом усадьбы (дворцово-паркового ансамбля) Н.П. Румянцева: из-за своего положения на пересечении трёх улиц, своей архитектуры, которая характеризуется чётким силуэтом, крупными формами архитектурных деталей.

Летний домик сооружался с 1818 по 1822 год. Управляющий гомельским имением А.Ф. Дерябин писал в одном из писем Н.П. Румянцеву: «Бывший магазин гомельских товаров уже до половины перенесён на каменный фундамент. Весною можно будет обложить его кирпичом… Сей дом к будущей зиме будет совершенно готов». Руководил строительством этого здания архитектор Иван Дьячков.

Планировка домика для летнего проживания была достаточно простой, а помещения имели небольшие размеры. Сразу же за входной дверью располагался уютный салон. С противоположной стороны находилась небольшая комната с лестницей, по которой можно было спуститься в парк. Это был первый специально устроенный парк в Гомеле.

Участок пейзажного парка имел неправильную форму, приближающуюся к треугольной. С севера к парку примыкал фруктовый сад. Существование парковой зоны в этой части города документально подтверждают «Генеральный план Гомеля» (1830 г.), «Увеличенный план сада в местечке Гомель» (1831 г.). На этих планах прослеживаются правильная регулярная разбивка аллей, клумбы, беседки, оранжереи, теплицы. Н.П. Румянцев из Берлина пригласил специалистов, которые на протяжении нескольких лет занимались парковыми работами.

Сейчас этот парк, к сожалению, не существует, его территория застроена, и мало кто из гомельчан знает о его существовании в начале ХIХ века.

Таким образом, в первой трети ХIХ века в Гомеле существовали дворцовый ансамбль, который являлся составной частью композиции главной городской площади, и дворцово-парковый ансамбль («усадьба» Н.П. Румянцева) за Боярским спуском, который до настоящего времени в первоначальном виде не сохранился.

В 1834 году новым владельцем дворцового ансамбля на главной городской площади стал фельдмаршал И.Ф. Паскевич. В октябре 1837 г. Николай I издает указ, согласно которому местечко Гомель было отдано И.Ф. Паскевичу «в беспереоброчное его владение». Следует отметить, что усадьба Н.П. Румянцева в районе Боярского спуска осталась за казной (в ведении военно-инженерного ведомства), а во второй половине ХIХ в. попала под городскую застройку.
Территория дворцового комплекса на городской площади и прилегающая к ансамблю местность были подвергнуты полномасштабной реконструкции, которая продолжалась с 1837 по 1851 год под руководством известного польского архитектора Адама Идзковского. По замыслу архитектора этот дворцовый ансамбль должен был стать шикарной резиденцией И.Ф. Паскевича.

Главный корпус и флигели были соединены между собой галереями. Флигели, сооруженные в начале ХIХ века, подверглись значительной перестройке. В северном флигеле был надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка, убраны портики ионического ордера. Южный флигель был разобран и на его фундаменте была возведена 3-х этажная, а затем и 4-х этажная башня (1850-1851 гг.). Башня стала организующим звеном общей композиции создаваемого дворцово-паркового ансамбля.

Существенные изменения произошли и в центральном корпусе дворца: переделаны полукруглые окна бельведера, фронтон 7-колонного портика, достроена веранда со стороны реки. На карнизах главного корпуса и галерей были установлены статуи и чугунные балюстрады.

Работы по внешнему и внутреннему убранству дворца были выполнены итальянским мастером Винценто Винценти. Интерьеры дворца были украшены произведениями декоративно-прикладного искусства, коллекциями картин, бронзы, фарфора, художественного стекла и т.д.

В декабре 1851 года во дворце произошёл пожар, уничтоживший отделку части залов первого этажа центрального корпуса. Проект реконструкции интерьеров дворца был выполнен польским архитектором Андреем Голонским. Изменения касались в первую очередь парадной спальни и гардеробной.

Реконструкция дворца 1837-1851 гг. объединила дворцовый ансамбль в художественное целое. Дворцовый комплекс стал одним из лучших произведений А. Идзковского. Практически одновременно с реконструкцией дворца начались работы по планировке парка (1839г.).

Под руководством А. Идзковского в конце 30-х годов были осуществлены перепланировка прилегающей ко дворцу территории, увязка окружающей природной среды с «обновленным» дворцовым комплексом. Если при Н.П. Румянцеве дворец органично вписался в городскую структуру, участвовал в формировании его главной площади, то по замыслу А. Идзковского обновленный дворцовый комплекс был изолирован от городских пространств зелеными насаждениями, массивной оградой, самим характером устройства парка. По линии Петропавловского собора была выровнена ограда резиденции. Изменилось ради удобства проезда экипажей от конюшни и каретной ко дворцу направление основной магистрали Спасовой слободы. Всё это положило начало разрушению созданного при графе Н.П .Румянцеве ансамбля главной городской площади.

Уникальность замысла создания во второй трети ХIХ века гомельского дворцово-паркового ансамбля состояла в сооружении водоёма сбоку от жилого здания. На дне глубокого оврага А. Идзковский запланировал пруд (выкопан в 1843 г.).

Пруд с системой мостов должен был соединить в одно целое две разноплановых части создаваемой парковой зоны: южную-пейзажную и северную-сформированную в стиле французских регулярных парков.

Согласно проекта А. Идзковского через пруд должны были быть сооружены четыре моста. Первый из них предполагалось построить за восточной оградой парковой зоны, в непосредственной близости от реки Сож (от этой идеи впоследствии отказались). Второй мост располагался чуть западнее (в настоящее время здесь располагается «горбатый мостик»; другие названия – «нижний», «арочный»). Следует отметить, что на «Плане местечка Гомель» (1799), на этом месте уже находилась переправа через ручей Гомеюк (время сооружения её не известно). Не известно и то, было ли использовано это сооружение при создании пруда в готовом виде, или оно подверглось значительной реконструкции, или, вообще, было построено заново. Известно лишь то, что в начале 90-х годов ХIХ в. этот мостик реконструирован (сведения Т.Ф. Литвиновой).

Остальные мосты располагались ближе к западной границе парковой зоны. Они по плану А. Идзковского должны были использоваться не только по своему прямому назначению, но и в качестве маленьких плотин для подпора воды. Один из них располагался на плане по линии западной ограды парка. Он имел две полосы движения – для проезда экипажей за чертой парка и для гуляющих в парке. Другой пешеходный мост располагался чуть восточнее «двойного» и имел двойной вид («римский акведук»). Реализовать идею создания искусственного каскада воды А. Идзковскому не удалось. Иной вид приобрели и эти мосты. Вместо каменного «акведука» в конце ХIХ в. был сооружён «висячий» мост из металлоконструкций.

Основой формирования парковой зоны за оврагом Гомеюк стал плодовый сад времен Н.П. Румянцева. Здесь находились хозяйственные постройки усадьбы: сахарный завод (бывшее здание дворянского училища), конюшня и каретная с большим внутренним двором. Вид на конюшню со стороны дворца закрывали древесные посадки, в которых были устроены наподобие лабиринта извилистые дорожки. В южной части парковой зоны в 1856 году были сооружены кирпичные пьедесталы под статуи, их окрасили под мрамор и на них установили беломраморные статуи «самой чистой работы».

К середине 40-х годов ХIХ века была проделана и значительная работа по благоустройству северной части парка.

Партер (часть парка перед главным фасадом дворца) представляла собой сплошной зелёный газон, окаймленный вековыми деревьями. Все его дорожки были посыпаны речным песком. По периметру здания располагались цветочные клумбы. Вдоль главных аллей и перед фасадом располагались мраморные статуи философов, поэтов, художников и государственных деятелей.

Прилегающая ко дворцу территория парка была расчленена радиально расходящимися от него аллеями. Две средние выходили к ограде парка, где находились ворота для въезда и выезда экипажей. Перед дворцом было создано свободное пространство, которое давало возможность рассмотреть его со всех сторон.

В окружении башни дворца концентрировались военные трофеи И.Ф. Паскевича. Здесь, на террасе, на высоких постаментах были установлены пушки, захваченные во время войны с Турцией в 1829 г. Между ними размещались конная статуя Юзефа Понятовского, изображенного в облике римского легионера (скульптор Б. Торвальдсен). Статуя была установлена в 1842 г. Под террасой был сооружен большой грот.

Перед фасадом дворца, который был обращен к реке Сож, находился курдонёр (внутренний дворик). Он состоял из газона, по краям которого находился кустарник. Здесь располагались многочисленные мраморные статуи, вывезенные И.Ф. Паскевичем из Варшавы, и большие вазы, сохранившиеся здесь до сих пор.

Со второй половины 40-х годов в парковой зоне были осуществлены крупномасштабные посадки древесных пород. В 1848 году из Кореневской экономии на двадцати телегах были привезены дубы, клены, грабы. В начале лета 1849 года из Варшавы было завезено свыше трех с половиной сотен различных деревьев.

С приходом весны в парке строились многочисленные парники, разбивались огороды, перекапывалась почва под деревьями и кустами.

К середине ХIХ века относится несколько свидетельств современников, в которых описан дворцово-парковый ансамбль И.Ф. Паскевича. Вот каким видела гомельский парк русская путешественница Олимпиада Шишкина, посетившая Гомель в 1845 году: «Кругом на берегу реки и по пригоркам разводят сад и копают широкий канал. Некоторые места уже устланы дёрном, усажены цветами: особенно много различных роз, алых, малиновых, белых, пунцовых, желтых…» Известный русский ботаник и садовод Э.Ф. Рего, побывавший в Гомеле в 1851 году писал: «… в парке замечательны превосходные хвойные деревья, особенно лиственницы и кедры. Парк довольно молод, и постоянно предпринимающиеся в нем улучшения не останутся, вероятно, без влияния на его красоту».

Новая страница в истории дворцово-паркового ансамбля началась после того, как его владельцем после смерти И.Ф. Паскевича (1856 г.) стал его сын — Федор Иванович Паскевич.

В 1856-1857 гг. была заложена часть окон во втором этаже башни, устроена домашняя церковь в соседствующем с флигелем павильоне дворца, видоизменено крыльцо со стороны города (сооружен пандус, который существует до сих пор). С крыш главного корпуса и боковых галерей были сняты чугунные балюстрады и статуи. Это была последняя реконструкция дворца до 1917 г.

Во второй половине ХIХ века парковые работы производились в основном в части парковой зоны. С 60-х годов фруктовый сад все интенсивнее насыщался парковыми посадками. В 1877 году был заложен «Зимний сад» (в здании бывшего сахарного завода). Коллекция растений этой оранжереи состояла из редких для наших мест пород. Экзоты завозились Ф.И. Паскевичем из Дальнего Востока, Варшавы, Парижа.

Фёдор Иванович многое сделал по увековечиванию памяти своего отца. На площадке курдонера был установлен бюст И.Ф. Паскевича, который был изображен в одеянии римского полководца.

С этой же целью в парке в 1870-1889 гг. сооружены часовня и фамильная усыпальница Паскевичей (архитектор Н. Червинский).

В 1890 году была произведена реконструкция парковой ограды и ворот. С этого же времени парк стал доступен для посещения. По всей его территории были расставлены скамейки. Публика могла посещать парк два раза в неделю, по четвергам и воскресеньям с 5-ти до 9-ти часов вечера. Вход был платный – 12 копеек. Приезжие осматривали его ежедневно с 9-ти до 12-ти часов дня.

Во дворце были собраны выдающиеся произведения искусства. Судя по описи 1891 года, в нем насчитывалось 3214 предметов высокохудожественной работы: уникальные коллекции художественного стекла (Англия, Франция), фарфора (Германия, Китай, Россия), предметы из бронзы; картины художников И.Н. Крамского, П. Ротари, А. Орловского,. Я. Суходольского, М. Зичи, М. Залесского, Н. Шильдера, скульптуры А. Кановы, Б. Торвальдсена, Х. Рауха, В. Демут-Малиновского.

Таким образом, к началу ХХ века формирование дворцово-паркового ансамбля Румянцевых, Паскевичей было завершено.

С установлением Советской власти, гомельский дворцово-парковый ансамбль стал достоянием государства. В 1919 г. ему было присвоено имя А.В. Луначарского.

Дворец стал постепенно утрачивать свои уникальные художественные достоинства. Несмотря на то, что в нем устроили музей, основные художественные коллекции и многие предметы внутреннего убранства были переданы в другие музеи СССР, государственным и советским учреждениям города.

Дворцово-парковый ансамбль очень сильно пострадал в ходе подавления в марте 1919 г. Стрекопытовского мятежа. Восстановительные работы продолжались до 1925 г.

Большой урон ансамблю (дворцу и парковому хозяйству) нанесла Великая Отечественная война. Большая часть музейных экспонатов не вернулась из эвакуации.

Восстановительные работы, проведенные в послевоенное время, привели к потере выразительности структурными элементами парка: значительно ослабла ландшафтная организация территории, сплошные древесные посадки закрывали от обозрения дворцовый комплекс, усилили монотонность и однообразие впечатления… Все эти изменения исказили композицию дворцово-паркового ансамбля, созданную в середине ХIХ века.

В послевоенное время территория парка существенно расширилась. В 1962 году были сооружены лёгкий 52-х метровый мостик, соединивший парковую зону со сквериком им.Ф.Э. Дзержинского. Заречная часть парка начала формироваться с 1953 года. В 1968 году 243-х метровый пешеходный мост через реку Сож соединил заречную часть с остальной парковой территорией.

В конце 60-х годов была проведена реконструкция дворца, а в 1971-1975 гг. реставрация часовни и усыпальницы Паскевичей.

Согласно Постановления Совета Министров БССР №22 от 18 мая 1953 года дворцово-парковый ансамбль Румянцевых, Паскевичей получил статус памятника республиканского значения.

С 1998 года начались работы по реконструкции дворцового комплекса и работы по благоустройству северной части парковой зоны.

А.С. Кузьмич, 2001

Библиография:

  • Анiсковiч Ул. Палац над Сожам // Бел.мiнуўшчына.- 1995.- №3.- С.59-61.
  • Антипов В. Дворцово-парковый ансамбль в Гомеле // Строительство и архитектура Белоруссии.- 1990.- №6.
  • Атрушкевич А.М. Дорожками старого парка.- Мн.: Полымя,1988.- 48 с.
  • Бабовiч А. З гiсторыi Гомельскага парку // Бел.гiст.часопiс.- 1997.- №4.- С.103-114.
  • Бабовiч А. Узнiкненне i развiццё Гомельскага парку па матэрыялах архiваў // Гомельшчына: Старонкi мiнулага.- Вып.1.- Гомель,1994.- С.9-13.
  • Виноградов Л. Гомель. Его прошлое и настоящее / Факсимильное воспроизведение издания 1900 г. г.Москва.- Гомель, 1992.
  • Гомельский дворцово-парковый комплекс // Пирожник Н.Н. и др. Дорогами дружбы.- Мн.,1979.
    Дворцово-парковый ансамбль в Гомеле.- Мн.,1979.
  • Жудро Ф.А. и др. Город Гомель // Записки Северо-Западного отдела Императорского Русского географического общества.- Кн.2.- Вильно,1911.
  • Журбин И. Молодость старого парка // Гом.праўда.- 1997.- 4 верасня.
  • Журбин И. Создатели и хранители «жемчужины» Гомеля // Гом.праўда.- 1997.- 3 лiпеня.
  • Ларионов В. Оценить, чтобы сберечь // Гом.праўда.- 1997.- 17 лiпеня.
  • Лiтвiнава Т.Ф. Старыя сядзiбы // Бел.мiнуўшчына.- 1996.- №6.- С.31-33.
  • Литвинова Т.Ф. Новая жизнь старого особняка // Полессе.- 1998.- №3-4.- С.167-168.
  • Лукомский Г. Гомельская усадьба княгини Н.И.Варшавской, графини Паскевич-Эриванской // Столица и усадьба.- 1913.- №1.- С.4-10.
  • Марозаў В.Ф. Палац у Гомелi.- Мн.: Полымя, 1991.- 95 с.
  • Морозов В.Ф. Архитектура Гомеля начала ХIХ века // Строительство и архитектура Белоруссии.- 1979.- №4.- с.22-24.
  • Морозов В.Ф. Гомель, любимое «дитя» графа Румянцева // Беларусь.- 1997.- №10.- С.54-57.
  • Морозов В.Ф. Гомельский дворец в середине ХIХ века // Гом.ведамасцi.- 1993.- 19 лютага.
  • Морозов В.Ф. Гомель классический. Эпоха. Меценаты. Архитектура.- Мн.,1997.- 336 с.: ил.
  • Морозов В.Ф. Дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле // Архитектурное наследство.- 1982.- №30.- С.43.
  • На высокiм беразе Сожа // Пачатковая школа.- 1995.- №9.- С.25-28.
  • Палац Румянцава-Паскевiча ў Гомелi // Гiсторыя беларускага мастацтва.- Т.3.- Мн., 1989.- С.42-44.
  • Палацава-паркавы ансамбль // Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусi. Гомельская вобласць.- Мн., 1985.- С.68-71.
  • Парк им.А.Луначарского // Памятники природы Белоруссии.- Мн., 1986.- С.79-86.
  • Парк им.А.В.Луначарского // Федорчук А.Т. Садово-парковое искусство Белоруссии.- Мн., 1989.- С.149-154.
  • Перепланировка и постройка нового центра Гомеля // Егоров Ю. Градостроительство Белоруссии.- М., 1954.- С.137-150.
  • Рего Э.Ф. О путешествии по южным губерниям России для обозрения садовых заведений летом 1853 г. // Записки Горигорецкого земледельческого института.- Кн.6.- Спб., 1857.
  • Рогалев А.Ф. От Гомеюка до Гомеля: Городская старина в фактах, именах, лицах.- Гомель, 1993.- 216 с.
  • Рогалев А. Есть ли тайны у Гомельского парка? // Вячэрнi Гомель.- 1993.- 26 лiстапада.
  • Энiцкая М. Знаёмы нам лёс: Пра каштоўнасцi Гомельскага палаца // Мастацтва.- 1997.- №2.- С.45-47.