История улицы имени Свердлова

В начале XX века отмечается переселение жителей деревень в Гомель. Возникла потребность в новых земельных участках для строительства. Национализированная земля в пригороде начинает передаваться жителям для строительства. И вот на будущей улице имени Свердлова в Новобелице появляются хутора первых жителей: Беляковых, Ковалёвых, Кунцевичей, Малофеевых, Лазеевых, Саковичей, Соломенков, Полубан. В конце 20-х годов начинается переселение сельчан. Первыми здесь появились старообрядцы из Огородни Кузьминицкой, а потом — из Огородни Гомельской.

В начале тридцатых годов улица значительно продлилась за счёт переселения жителей деревни Чистые Лужи, которую было решено перенести, а на её месте строить аэродром. Переселенцы совместно с жителями деревни Якубовка образовали колхоз имени В.И. Чапаева.

Формирование этой улицы закончилось в средине 30-х годов. Места, оставшиеся в старом саду, были переданы так называемым «стахановцам».

В довоенные годы Новобелицкий район оставался известным как место отдыха и дач. Жители улицы Свердлова сдавали квартиры дачникам — жителям Ленинграда и другим приезжим на отдых. Окружающий сосновый лес был оборудован местами для отдыха, способствовала этому и небольшая река Ипуть.

Дачная местность содействовала созданию здесь медицинских учреждений. В 1925 году на окраине улицы построили детский дом имени Семашко для детей, больных туберкулезом. В доме работали два воспитателя и один врач. В 1927 году здесь было размещено 25 детей.

Существующая рядом с улицей железная дорога наложила свой отпечаток на инфраструктуру города. В 1913 году рядом с нею были построены военные склады (современное место расположения картанажной мастерской). Напротив складов, в саду, работники железной дороги построили три барака для своего кооператива с довольно отличительным названием: жилищно-арендная кооперативная дружба «Красный транспортник». В кооператив, во время его основания, входил 41 человек. Имели 43 квартиры, 14 комнат. Сначала, чтобы определить место проживания первых жителей сегодняшней улицы имени Свердлова, говорили, что живут они за «железной дорогой», или «у озера». В 1926 году получили названия две первые улицы района. Первая стала называться улицей имени Свердлова, а вторая (у озера) — имени Володарского.

Сохранились интересные свидетельства переписи населения района ул. Свердлова — полотно железной дороги — лес, сделанные в том же 1926 году. «Число владельцев 79, жилых комнат 104, число комнат 196, мужчин 253, женщин 249, количество семей 137, в том числе семей одиноких 17. Рабочих 50, служащих 74, прислуга 3. Скота: 2 лошади, 41 коровы, 15 свиней, 1 коза».

Завершим знакомство с этой улицей учебными заведениями. В первые годы советской власти рядом с железной дорогой, в начале улицы имени Володарского, построили двухэтажную школу. Но к середине 30-х годов она перестала соответствовать потребностям образования. Поэтому было решено на месте, оставшемся от старого сада, возвести новое помещение. Строительство было закончено в 1935 году и в 1936 году ученики перешли в новое помещение. Так возникла «15-я железнодорожная школа» (современная СШ №31).

В послевоенные годы застройка улицы, частично сожжённой, восстановилась. Улица получила ещё одно учебное заведение — ФЗВ строителей. Для училища построили три жилых корпуса, столовую. Но учебными классами были строительные послевоенные площадки. Училище существовало не долго. В начале 60-х годов его закрыли, а здание превратили в коммунальное жилье. Потом часть квартир разрушили, а другую передали государственным учреждениям.

В начале 60-х годов были снесены и бывшие бараки железнодорожников, а на этом месте построен детский сад.

Н. Халюшков, житель улицы Свердлова

Гомельская правда 10.04.1994
Перевод Александра Флегентова

Метки: