Из Залинейного в Западный

Железнодорожные рабочие и служащие, как уже отмечалось в предыдущих номерах газеты «Любимый город», жили главным образом в западной части Гомеля, а также в деревнях Лещинец, Мильча, Осовцы и других, располагавшихся на западе, юго-западе и северо-западе от Гомеля.

Немало железнодорожных рабочих проживало в (северных) деревнях — Волотове, Плёсах, Прудке, а так-же на восточных «подходах» (Якубовка, Уза, Тереховка, Носовичи), поэтому их дорога на работу, в Главные гомельские мастерские, на станцию, никак не была связана с Московской улицей, но она в любом случае была связана с переходным мостом, по которому в начале и конце рабочего дня двигались потоки людей, подобные на бегущие по горной местности ручьи. Московская улица была центральной улицей Западного района благодаря своей связующей функции (она связывала западные окраины и окрестности города с его промышленным центром).

Нынешний Западный район — это своеобразное продолжение того Западного района, который формировался в городе на рубеже 19 и 20 столетий. После революции и почти до самой Великой Отечественной войны западная часть города ограничивалась Батарейной улицей. Далее на запад тянулись поля и луга. Например, за пересечением Батарейной и Одесской улиц стоял только один дом. Рядом с ним в 1918 году стояли немцы. Они построили барак и наблюдательную вышку. А вокруг было поле.

Одесская улица застраивалась совсем не по порядку, дом за домом. Первые дома, по воспоминаниям старожилов, которые выкупались у так называемых «гомельских крестьян» (жители города, владевшие определенными участниками земли — «огородами» на окраинах Гомеля, в частности, на всем пространстве с левой стороны Батарейной улицы). Начинали формировать Одесскую улицу опять-таки железнодорожники. Кстати, возникновение названия Одесская улица, как и Московская, Ярославская, Киевская, Орловская, можно объяснять следующим образом: они символизировали связь Гомеля с разными городами необъятной страны именно благодаря железной дороге.

Западная оконечность Одесской улицы упиралась в болото, которое окончательно осушили только в 1930 году. Но даже в наше время на участке между улицами Рокоссовского и Богдана Хмельницкого, на огородах жителей правой части бывшей Одесской растёт камыш. Ещё не так давно на болоте, а копанках, стирали белье. На этом же болоте (западная часть большого прежде Горелого болота) в 1926 году построили стадион «Локомотив». После завершения строительства сформировалась улица Спортивная (сперва она называлась улицей Радости). В это же время формировались 1-я, 2-я, 3-я Продольные (1-я Продольная носит имя Султана Джураева, 3-я Продольная называется Минской и Мильчанская. На Мильчанской улице первоначально селились крестьяне из деревни Мильча. в 20-30-е годы крестьяне окрестных деревень активно строились на улицах первоначального Западного района. Они же положили начало и новому Западному району.

Алеся Явных
Любимый город, 5 января 2011