Каменная баба в гомельском парке

В 30-40-е годы ХІХ в. велись интенсивные работы по оформлению Гомельского дворцово-паркового ансамбля. В это период создавался парк по всем канонам паркового искусства. Из самых разных мест в Гомель доставлялись экзотические растения, мраморные скульптуры древних философов, поэтов, художников, воинов, государственных деятелей, декоративные вазы, военные трофеи и многое другое. Результат превзошел ожидания. Как отмечалось в книге «Опыт описания Могилевской губернии», изданной в 1884 году под редакцией председателя Могилевского губернского статистического комитета тайного советника А.С. Дембовецкого, «природа дала красивое волнистое местоположение, а искусство сделало парк очаровательным». С этим трудно поспорить. Хотелось бы чуть подробнее рассказать об одном из необычных парковых экспонатов. В 1911 году исследователи гомельской старины Ф.А. Жудро, И.А. Сербов, Д.И. Довгялло в географическо-статистическом сборнике «Город Гомель» о нем написали так: «…За Гомеюком , в чаще , в отдаленной беседке, стоит каменная баба, попавшая сюда откуда-то из древней Скифии…». Каменная баба… Читаем в энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона весьма лаконичное определение: «Баба — древние каменные памятники в виде грубых человеческих фигур на юге России». Объекты с названием «каменные бабы» специалистами трактуются как каменные антропоморфные изображения, которые оставили после себя кочевые народы Причерноморья и других южных регионов России. Такого рода изваяния еще называли «половецкими каменными бабами». А встречались они на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы и являлись, прежде всего, памятниками сакрального искусства половцев IX-XIII века. Такие статуи были символами памяти об ушедших предках и устанавливались на самых высоких местах, а также в специально сооружённых святилищах, где и проводились поминальные мероприятия.

Слово «баба» в переводе с тюркского означает «пращур», «дед-отец». Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов, считалось, что они давали им силу, оберегали их в бою. На территории Беларуси такие изваяния встречаются крайне редко, при этом их присутствие в наших краях никак не связано с перемещением кочевых племен, а скорее с именами владельцев старинных усадеб. Было в их среде очень популярным в XIX- в начале ХХ вв. украшать такими каменными бабами дворцовые парки. Ну а доставлялись древние скульптуры в основном из южных регионов Российской империи.

Судя по всему, хозяевам гомельского дворца такая идея в свое время тоже пришлась по душе. Мы не располагаем точными сведениями откуда в парк князей Паскевичей пожаловала каменная «барышня», но сам факт нахождения каменного идола в парке интересовал всегда не только музейных работников, но и любителей старины. Когда ее не стало в парке? Вероятнее всего, в годы Великой Отечественной войны. В 1980-е годы председатель комиссии «Вяртанне», которая занималась в Беларуси вопросами реституции культурных ценностей, профессор А.И. Мальдис называл каменную «бабу» из Гомельского музея наиболее ценным из тех артефактов, которые навсегда были утрачены им в годы военного лихолетья… До недавнего времени факт наличия такого необычного объекта в нашем парке подтверждался лишь в некоторых изданиях, посвященных истории Гомеля дореволюционной поры, а как выглядела наша каменная баба нам не было известно. И вот совсем недавно мы приобрели акварель немецкого художника Эмиля Лозе с названием «Воспоминание о гомельском парке», написанную автором в 1927 году. Она оказалась небольшой по формату, но очень (!) интересной по содержанию… Художник изобразил немецкого военнослужащего (скорее всего, себя) в нашем парке рядом с каменной бабой … Как известно, Гомель во время Первой мировой войны был в 1918 году оккупирован немцами. Судя по всему, наш чудесный парк Эмилю Лозе тогда очень понравился, если спустя почти десять лет он так оригинально «вспомнил» о нем на листке чуть больше четвертого формата. Незамысловатый графический рисунок, выполненный в манере шаржа, является на сегодняшний день единственным известным нам источником, визуально подтверждающим факт, что когда-то в нашем парке был представлен древнейший сакральный памятник. И, что очень важно, теперь мы знаем, каким он был.

Шода Т.А., главный хранитель фондов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Гомельская правда №139 от 1 декабря 2016 года