Краеведы нашли уникальные фото постройки моста через Сож

Редактор
Краеведы нашли уникальные фото постройки моста через Сож

Краеведы из Гомельского исторического паблика «Пошукі старога Гомеля» нашли фотографии стройки моста через Сож. Снимки из электронного архива Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В описании файла пометка с вопросительным знаком: «1880-е годы?»

Постройка деревянного моста через Сож (конец 19 в.)
Постройка деревянного моста через Сож (конец 19 в.)

Краеведы задались вопросом, действительно ли эти фотографии настолько старые? Чтобы ответить на вопрос, углубились в историю мостостроения Гомеля.

Первый известный мост через Сож находился с давних времен под замком и имел удобную связь с городом через Киевский (или Соборный) спуск. Он был зафиксирован в книге 1882 года «Опыт описания Могилевской губернии». Там он обозначен как деревянный мост длиной 240 саженей и шириной 6 (чтобы представить размеры в метрах умножайте на 2). Но на фото мост между Гомелем и Новой Белицей, который находился на месте сегодняшнего старого металлического моста.

Открытка с изображением деревянного моста (начало 20 в.)
Открытка с изображением деревянного моста (начало 20 в.)

Специалист речного транспорта Сергей Астапович объяснил, что старые деревянные мосты в верхнем Поднепровье создавали множество проблем. Во время весеннего половодья под низкими мостами усложнялось или вообще останавливалось паровое судоходство.

«Если смотреть на описание конструкции в справочнике «Сведения о мостах на водных путях Российской империи», мосты под номерами 333, 334 и 335 все находятся на 92 версте от устья Сожа. Железные на каменных быках — принадлежали Либаво-Роменской железной дороге. А вот «деревянный подкосно-арочный с деревянными ледорезами» именно тот, что на фото. И он 1896 года постройки. Поэтому на фото 1895 или 1896 год. Поэтому и надпись под фото в российском архиве ошибочна»»

Этот мост попал на ряд дореволюционных открыток и простоял примерно до конца 1920-х или начала 1930-х годов, когда аварийный деревянный был заменен на ажурный длиннопролётный металлический мост. Который, правда, просуществовал всего около десятилетия.

Металлический длиннопролётный мост во время немецкой оккупации, на переднем плане взорван железнодорожный мост
Металлический длиннопролётный мост во время немецкой оккупации, на переднем плане взорван железнодорожный мост

Флагшток

Print Friendly, PDF & Email