Культурная жизнь Гомеля в 20-е годы ХХ века

Редактор

Период 1920-х г.г. в истории советской культуры, несмотря на диктаторский стиль управления ею, был периодом ее расцвета. Культурная жизнь Гомеля этого периода тому подтверждение.

Культурная жизнь в городе значительно активизировалась сразу же после окончания Гражданской войны. Завершение военных действий, начало восстановления экономики благоприятно отразилось на всех сферах городской жизни.

В 1920-е г.г. в Гомеле действовали художественная студия, рабфак, 15 школ 1-й ступени и 2 школы подростков, 13 семилеток, 4 школы 2-й ступени, девятилетка, музыкальная школа, 3 техникума. Во всех учебных заведениях города образование было бесплатным. Школа была отделена от церкви. В первой половине 1920-х годов при отделе образования был создан Гомельский губернский комитет по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, открывались школы грамоты для работающей молодёжи. В 1920-26 годах в городе активно действовало городское общество «Долой неграмотность». В 1929-30 учебном году все дети города были охвачены школьным обучением.

Важное место в культурной жизни Гомеля 1920-х годов занимала периодическая печать. В эти годы выходили следующие газеты: «Палеская праўда», «Власть Советов», «Бюллетень Гомельского губкома РКП», «Искра Ильича», «Набат молодёжи», «Новая деревня». Издавались журналы «Коммунистическое просвещение», «Вереск», «Коммунистический путь», «Рабочий досуг».

В 1920-е – 1930-е годы в газете «Палеская праўда» работали поэты П. Трус, С. Ракита, драматург В. Полесский, прозаик Р. Соболенко. В 1925-27 годах в городе действовала гомельская филия «Маладняка». В разное время в филию входили Я. Драйгук, Т. Коребин, М. Корначев, А. Крюковский, И. Лопатенко, А. Сорокин, Ф. Черноусов и др. Членами филии проводилась большая культурно-просветительская работа. Систематически устраивались литературные, литературно-концертные вечера с участием М. Зарецкого, А. Гурло, А. Вольного, А. Дударя и актёров Белорусского государственного театра. Большим событием литературной жизни стало выступление в Гомеле В. Маяковского (1924 г.).

Характеризуя художественную жизнь Гомеля 1920-х годов нельзя не отметить деятельность художественной студии им. М.А. Врубеля. Преподавателями этой студии были художники различных направлений и стилей – Н. Малец, Е. Кравченко и др. В студии обучался Г. Нисский, ставший впоследствии народным художником РСФСР. В 1924-27 гг. в помещении клуба железнодорожников действовала художественная студия под руководством С. Ковровского, в которой занимались Н. Тарасиков, М. Симковский, К. Максимцев и др. В конце 1920-х годов в Гомеле был создан филиал всебелорусского объединения художников, активными членами которого были В. Голубок, В. Звинигородский, И. Тарасиков и др. Гомельские художники А. Быховский, С. Ковровский, Е. Самойленко, Е. Смехов, Я. Телишевский активно участвовали в монументальной пропаганде, создании политических плакатов, журнальной и газетной графики.

В 1920-е годы ХХ в. музыкальная жизнь города била ключом. В начале 1920-х годов многочисленные хоровые студии и кружки были объединены в Государственный музыкальный институт, активными членами которого стали Г. Пукап, Н. Назаров, Р. Розенблюм, А. Туренков и др. Центром городской музыкальной жизни стала созданная в апреле 1919 года народная консерватория. Преподавателями консерватории являлись А. Егоров, Н. Назаров, С. Захарин, А. Туренков, А. и Е. Брук. Учащиеся и преподаватели консерватории проводили значительную концертно-пропагандистскую работу, устраивали вечера симфонической и камерной музыки. В это же время при губернском отделе народного образования был организован постоянный симфонический оркестр, в котором работали Н. Циринский, Б. Городецкий, В. Казс, О. и Л. Кузнец, Б. Кунин и др. В августе 1921 года в Гомеле открылся музыкальный техникум с 4-летним курсом обучения.

1920-е годы – это период, когда в Гомеле выступали труппы Московской оперы, Ленинградской комической оперы, Харьковского балета и др. Неоднократно гастролировала в городе труппа В. Голубка, в спектаклях которой широко использовалась песенно-музыкальное и хореографическое народное творчество. В первой половине 1920-х годах в Гомеле гастролировала американская танцовщица А. Дункан.

Богатой и разнообразной была и театральная жизнь Гомеля. В 1920-е годы в городе действовали следующие театральные коллективы: «Синяя блуза», Театр учащихся (руководитель И. Боярский), коллектив клуба железнодорожников, драматический кружок исправительно-трудового дома. В 1924 году при кинотеатре им.М.И.Калинина была организована драматическая студия (руководители Л. Гольдеквейзер, А. Доброславская).

В это время в Гомеле гастролировали коллективы из Ленинграда : «Кривое зеркало», «Балаганчик», «Новый театр»; из Москвы – 2-я и 4-я Студии МХАТ, театры «Синяя блуза», им. Мейерхольда, Революции. Посещали Гомель и белорусские театры: БГТ, БГТ-2, Государственный русский драматический театр БССР.

В помещении городского театра работали русские драматические труппы: под руководством Сумарокова (1921), Золотарева (1922), Агазаровой, Рубина, Зимовского, Сагайдачного (1923), Борикова (1924) и др.

Таким образом, 1920-е годы являются одним из самых ярких периодов в культурной жизни Гомеля, для которого было характерно мирное сосуществование различных социокультурных течений и культурно-политических тенденций. Но это сосуществование оказалось недолгим. С конца 1920-х годов в стране под флагом консолидации культурных сил распускаются многочисленные литературные и художественные группировки, научные и философские общества. Вся культура, приведенная к единообразию, политически контролируется и жёстко управляется партией и государством.

А.С. Кузьмич, 2001

Библиография:

  • Бышик В.И. Культурно-просветительская работа в Гомеле в 20-е годы//Краеведение – основа духовного и нрав-ственного возрождения общества.- Гомель, 1997.- С.37-39.
  • Дзейнасць iншых тэатраў: [Тэатр рабочай моладзi ў Гомелi] // Няфëд У. I. Гiсторыя беларускага тэатра.- Мн., 1982.- С.226.
  • Зеленкова А.I. Тэатральнае жыцце Гомельшчыны (другая палова 20-х гадоў) // Краеведение – основа духовного и нравственного возрождения общества.- Гомель, 1997.- С.89-91.
  • Зеленкова А.И., Старовойтов М. И. Национальный состав и уровень грамотности населения Гомельского и Речицкого округов (По материалам Всесоюзной переписи 1926 г.)//Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы научн. конф.- Гродно, 2000.- С.293-297.
  • Зеленкова и др. Присоединение Гомельской губернии к БССР: этнотерриториальный аспект //Проблемы славяноведения: Сб. научн. и стат. и материалов.- Вып.1.- Брянск, 2000.- С.158-169.
    Кузьмич А. С. Краеведческое движение в Гомеле в 20-е годы ХХ века.- Гомель: ЦГБ им.Герцена, 1998.- 8 с.
  • Лазько Р. Р. Мурашка М.Н. Гомельшчына 20-х гадоў на скрыжаваннi «вялiкай» палiтыкi //Гомельшчына: старонкi мiнулага : Нарысы. Вып.2.- Гомель, 1996.- С.139-145.
  • Музычная культура Беларусi ў 1917-1932 гадах : [Музычная школа ў Гомелi (1921 г.). Канц. дзейнасць у Гомелi ў 20-я г.г.] // Гiсторыя беларускай савецкай музыкi.- Мн.,1971.- С.63; 65.
  • Пушышева Н. Поворот в культурной политике в БССР в конце 20-х – начале 30-х г.г. // Гiст.: праблемы выкладання.- 1998.- №4(8).- С.32-40.
  • Рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся // Кудрявицкий и др. Трудящиеся Гомельской губернии в борьбе за восстановление народного хозяйства (1921-1925 г.г.).- Мн.,1961.- С.61-69.
  • Рубан А.А. Бышык У. I Асаблiвасцi нацыянальнага складу насельнiцтва г.Гомеля ў 20-я гады // Гомельшчына: старонкi мiнулага: Нарысы. Вып.2.- Гомель,1996.- С.120-124.
  • Рускiя тэатры ў Беларусi : [Тэатр. жыццë ў Гомельскай губернii ў перыяд 1921-1922 г.г.] // Гiсторыя беларускага тэатра. Т.2.- Мн., 1985.- С.115-116.
  • Станаўленне беларускага выяўленчага мастацтва (20-я – пачатак 30-х г.г.) // Гiсторыя беларускага мастацтва: У 6 т.- Мн., 1990.- Т.4.- С.46; 55; 98.
  • Чудзiн–Васiлеўскi Ю. Да гiсторыi барацьбы за беларускую школу ў Гомельскай губернii РСФСР (1919-1926) // Гомельшчына : Старонкi мiнулага : Нарысы. Вып.1.- Гомель,1994.- С.24-52.
Print Friendly, PDF & Email