Либаво-Роменская железная дорога, улица Либавская

Л.А. Виноградов, автор книги «Гомель: Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г. (Москва, 1900) отмечал: «Проведение в 1873 году через Гомель Либаво-Роменской железной дороги и пятнадцатью годами позже, Полесской железной дороги, привлекла в город многих предпринимателей, вызвала основание банков, контор и заводов, а вместе с тем изменила крестьянско-обывательский характер старого Гомеля на торговый и маклерский». Так что же это за Либаво-Роменская железная дорога, которая обусловила расцвет дореволюционного Гомеля? Почему она так называлась?

Либаво-Роменская железная дорога — это сеть железнодорожных линий, которые связывали белорусские губернии с портами Балтийского моря, Украиной и другими районами Российской империи. Железная дорога была образована по указу Сената об объединении Либавской и Ландварово-Роменской железных дорог в одну — Либаво-Роменскую. Название это происходит от обозначения двух крайних точек на географической карте, откуда начиналась и где завершалась данная железная дорога; Либава — это прежнее наименование современного города Лиепая на территории Латвии; Ромны — в наши дни город, райцентр Сумской области Украины.

Обратимся теперь к информации, указанной в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Т. IX. Верхнее Поднепровье и Белоруссия» (С.-Пб., 1905). Вот что отмечается в этом исследовании о Либаво-Роменской железной дороге (цитируем): «Концессия на постройку железной дороги была выдана главному обществу российских железных дорог в 1856 году, но последнее не имело средств на её прокладку, и железная дорога была построена гораздо позже инженером Ф. Меком и выкуплена казной в 1891 году. Движение от Вилейки (Виленская губерния — в наше время-райцентр Минской области — А.Р.) до Гомеля был открыт в конце 1873 года, а от Гомеля до Ромнов — в июле 1874 года. Главное назначение Либаво-Роменской железной дороги — перемещение малороссийских земледельческих грузов к Балтийскому морю…». Протяжённость железной дороги в Могилёвской губернии составляла 127 вёрст, здесь она проходила через города Жлобин и Гомель. В Гомеле Либаво-Роменская железная дорога пересекалась с Полесской железной дорогой. Последняя была проложена через наш город, как уже отмечалось, в 1888 году. На территории Могилёвской губернии находились два участка Полесской железной дороги — Гомельско-Брестский и Гомельско-Брянский с общей протяжённостью в пределах губернии в 86 верст.

В пределах Гомеля линию Либаво-Роменской железной дороги прокладывали по самой западной окраине тогдашнего города. На участке от нынешней улицы Полесской и до современного железнодорожного вокзала пришлось делать насыпь, так как местность здесь была низменная, кое-где даже болотистая. Справа и слева отсюда тянулись настоящие болота, остатки последних гомельчанам преклонного возраста известны под названием Горелое болото. За Моховым переездом в районе Лещинской улицы грунт, наоборот, плавно срезали, чтобы по почти незаметному склону подвести линию железной дороги к реке Сож.

Мохов переезд, кстати, получил название от фамилии кузнеца Мохова, домик которого стоял рядом с переездом ещё в начале 50-х годов XX века.

Вскоре после 1873 года к западу от линии Либаво-Роменской железной дороги начал формироваться так называемый Залинейный район. Здесь поселились главным образом железнодорожные служащие и мастеровые. В 1910 году местность за линией железной дороги уже имела 47 улиц и занимала территорию почти в 380 десятин (напомним, что одна десятина равнялась 1,09 гектара). В наше время такие бывшие поселения, как Монастырёк и Любны, также входят в неофициальный Залинейный район, хотя в прошлом это были самостоятельные населённые пункты, существовавшие под Гомелем задолго до прокладки Либаво-Роменской железной дороги.

Название железной дороги обусловило возникновение наименования одной из дореволюционных гомельских улиц — Либавской. Последняя начала формироваться после 1873 года и была ориентирована от вокзала в направлении на север параллельно линии Либаво-Роменской железной дороги. Слева от улицы располагались товарная станция и Либаво-роменские железнодорожные мастерские (прообраз будущего вагоноремонтного завода). А дело было Горелое болото. Улица росла быстро, застраивалась жилыми домами для железнодорожных рабочих, обсаживалась деревьями. Благоустройство ее зависело полностью от железнодорожных служб. К началу XX века Либавская улица дошла почти до самой сортировочной станции на северной окраине Гомеля.

После 1938 года Либавская улица была переименована в честь Ивана Дмитриевича Папанина, советского полярного исследователя, дважды Героя Советского Союза. Именно в 1937-1938 годах весь СССР следил за первой научно-исследовательской станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине в Центральной Арктике во главе с И. Д. Папанина.

В 1957 году после Указа Президиума Верховного Совета СССР о нецелесообразности наименования географических объектов именами живых людей гомельская улица Папанина (бывшая Либавская) была переименована в улицу имени Тараса Шевченко.

Внешний вид улицы Шевченко сегодня не соответствует её наименованию в честь прославленного литератора. Вместо дореволюционных аллеей, небольших уютных деревянных и некоторых кирпичных домиков здесь царит «колорит» исключительно транспортной, промышленной магистрали. Жилых домов на улице Шевченко почти нет. Время берёт своё, меняются не только названия, меняется сама суть нашей жизни.

Александр Рогалев, доктор филологических наук
Гомельская правда, 14 июня 2001