Новые этюды старого города: Спасова слобода

Спасова слобода как посёлок, или посад, сформировалась тогда ещё на окраине Гомеля уже к началу XVIII века и занимала пространство, ограниченное ныне улицами Гагарина (ранее – Ветренная), Комиссарова (ранее – Береговая, затем – князя Паскевича), Плеханова (ранее – Спасская) и Фрунзе (ранее – Свечная). Главную улицу Спасовой слободы, проходившую посреди посёлка, в начале XIX века граф Николай Румянцев в честь своего отца назвал Фельдмаршальской, ныне это улица Пролетарская.

В своё время этот район представлял собой типичный русский посад с пёстрыми деревянными домиками, утопающими в зелени. Везде чистота и порядок, цветы во дворах, палисадниках и на окнах, скамейки с подлокотниками и навесы над калитками. И ещё непременно восьмиконечный крест или образок над каждыми воротами. Сами жители Спасовой слободы считались в городе людьми зажиточными и достаточно влиятельными.

Первые дома старообрядцев появились здесь ещё в XVII веке, когда через границу, разделяющую Великое княжество Литовское (куда входил тогда Гомель) и Московское государство, началась массовая миграция староверов, искавших возможности свободно отправлять свои богослужения. Часть названия «Спасова» произошла из-за того, что некоторые староверы (чернецы) в центре посёлка жили в скиту, который назывался Спасовым из-за воздвигнутой здесь старообрядческой церкви во имя Преображения Господня. Большая же часть раскольников жила за стенами скита в посёлке, или слободе. Слово «слобода» изначально обозначало пригородное поселение, жители которого пользовались свободой – не находились в личной зависимости от кого-либо.

В 1794 году на месте ранее разобранной церкви Преображения Господня старообрядцами была построена и освящена Ильинская церковь, действующая по сей день. А улица Фельдмаршальская вплоть до революционных событий начала XX века считалась одной из центральных в городе. В советские времена она (уже как Пролетарская) потеряла своё значение, а сам район был известен больницей скорой помощи, музпедучилищем и Институтом леса.

В 80–90-х годах XX века именно в этом районе планировалось сделать район-картинку наподобие Троицкого предместья в Минске. Однако, видимо, пролоббировать этот проект не удалось. А жаль. Очень даже могло получиться. А какой бы вид представлялся взору въезжающих в Гомель со стороны Новобелицы по автомобильному и железнодорожному мостам!

В настоящее время колорит староверческого посада почти не виден. Но он есть, нужно только более внимательно приглядеться к отдельным, ещё сохранившимся с тех времён домикам, находящимся в частном секторе, а также некоторым более крупным зданиям.

Кроме Ильинской церкви, это второй храм староверов – Преображенская церковь, перестроенная в своё время под хозяйственно-административное здание. Сейчас она реконструирована и находится на улице Пролетарской за зданием управления по труду, занятости и социальной защите Гомельского горисполкома, во дворе.

В последние годы частный сектор в старых границах Спасовой слободы по разным причинам постепенно вытесняется. Появляются новые административные здания и кирпичные «домики» новых белорусов. Кроме этого, в связи с реконструкцией автомобильного моста через Сож и расширением улицы Фрунзе эта историческая территория была несколько «подрезана» с этой стороны.

Несмотря на это, район заиграл новыми красками. Это парк-отель «Замковый», реставрированное здание бывшего военного госпиталя (архитектор – Станислав Шабуневский, ныне – один из корпусов Гомельской городской клинической больницы скорой медицинской помощи), набережная с детскими площадками и инсталляцией под названием «Маяк», которая представляет собой 48 опор со светильниками, ресторан «Немо».

Здание в стиле модерн бывшего военного госпиталя (ныне – один из корпусов городской клинической больницы скорой медицинской помощи) было построено в 1913–1914 годах при финансовой поддержке княгини Ирины Паскевич. Первоначально оно строилось под гинекологическую больницу и родильный дом, но с началом Первой мировой войны здесь был развёрнут лазарет для раненых воинов. Военным госпиталем он оставался вплоть до развала Советского Союза, когда из города и его окрестностей ушли воинские части.

Сергей Вершинин, фото: Анна Пащенко и Игорь Степанцов

Гомельские ведомости, 03 сентября 2022

Метки: