От деревянных барж до крылатых экспрессов

…1921 год. На пустом месте набережной реки Сож, между Киевским и Крушевским спусками, было построено небольшое легкотиповое помещение из шалёвки. Два токарных станка простой конструкции, меховой ручной горн для кузнечных работ, несколько пар слесарных тисков — вот, примерно, и всё, что было тогда в судоремонтных мастерских, где работало 35-40 человек.

Суда ремонтировали способом ручной клёпки, примитивной была и ковка деталей. Для того, чтобы судно поставить на берег, требовалась большая подготовительная работа. Выкладывались специальные салазки, устанавливались лебёдки «катеринки». После подготовительных работ на два-три дня останавливались все предприятия, 120-130 человек ставили судно на берег ручным способом.

Таким было начало предприятия. Затем оно росло и расширялось из года в год. А незадолго до Великой Отечественной войны судоремонтные мастерские были переименованы в завод с присвоением ему первого разряда. В цехах и на рабочих площадках судоремонтники могли уже не только выполнять работы по значительному ремонту флота, но и освоить выпуск небольшим металлических судов.

Вероломное нападение гитлеровской Германии временно остановил мирный созидательный труд судоремонтников. Вместе с другими предприятиями Гомельщины они эвакуировали оборудование в один из глубинных районов страны.

После возвращения в Гомель надо было начинать всё сначала. В 1946 году на площадке между портом и озером «Цыгановским» было начато строительство нового завода. А в 1950 году судоремонтники перебазировались в новые заводские корпуса.

Сейчас промышленная территория завода превышает 7 гектаров. В минувшем году тут сдан в эксплуатацию цех алюминиевого судостроения. Предприятие переименовано в судостроительно-судоремонтный завод.

…Слесарно-механический цех. Равномерным гулом заполняют здание размещённые в четыре ряда токарные, фрезерные, строгальные и другие станки. А вот котельно-сварочный цех. Тут собираются секции судов. Навсегда вытеснила ручную клёпку автоматическая и полуавтоматическая электросварка. Коллектив цеха сейчас даёт продукции значительно больше, чем давал весь завод двадцать пять лет назад.

В минувшем году завод произвёл и сдал в эксплуатацию первый тридцатиместный теплоход на подводных крыльях, который носит гордое имя «Беларусь». На днях такой экспресс отправлен речникам Иртышского пароходства. А на стапелях возвышаются уже новые корпуса будущих экспрессов. Большая партия шестиместных скоростных такси отправлена на Дальний Восток, в Киев, Горки, Тюмень и другие города страны.

В этом году завод спустил на воду новые буксировщики-толкатели с двигателями мощностью 300 лошадиных сил. Несколько теплоходов с двигателями в 150 лошадиных сил плавают на Днепро-Бугском канале, Нёмане, в бухте Тикси, на Сыр-Дарье и т.д. Суда с маркой Гомельского завода бороздят также реки Польской Народной Республики, Германской Демократической Республики и Республики Мали.

Самое большое достижение судостроителей — это люди, которые выросли на заводе за годы Советской власти. Даже трудно пересчитать, сколько тут стало инженеров и техников. С фронтов Отечественной войны пришли коммунисты Пётр Семёнович Курчин и Вадим Фёдорович Сурыгин. Работали тут рядовыми рабочими, а сейчас стали инженерами. От рабочих до мастеров выросли Александр Громыко, Фёдор Товкань, Яков Шабалкин и многие другие.

Пройден большой путь борьбы и побед. Готовясь к 50-летию Советской власти, каждый судоремонтник стремится умножить славные традиции минувшего, преподнести любимой Родине достойный подарок.

На снимке: в цехе алюминиевого судостроения

М. Сердюков, ударник коммунистического труда, инженер Гомельского судостроительно-судоремонтного завода
Фото П. Белоуса
Гомельская правда, 10 октября 1965
Перевод Александра Флегентова

Метки: