От макетов до машин

На втором этаже корпуса заводоуправления «Гомсельмаша» в больших залитых светом залах склонились над ватманом конструкторы. Их здесь несколько десятков. И каждый занят своим делом. Одни улучшают отдельные конструкторские элементы уже существующих серийных комбайнов, другие ломают голову над узлами первых образцов новых машин, третьи заняты эскизами тех комбайнов, которые задуманы ещё только в проектных заданиях и в планах конструкторов. И всё — возле белого листа ватмана: с карандашом в руках или логарифмической линейкой, с циркулем или эскизом. Это и есть СКБ завода «Гомсельмаш», труды которого известны далеко за границами нашей страны.

Вместе с начальником СКБ Константином Васильевичем Клементьевым мы идём сквозь точный строй чертёжных машин.

— Вот здесь работают конструкторы из бюро С.Б. Лисера, — объясняет Константин Васильевич — Серийно выпускаемый сейчас комбайн «КС-2.6» и есть дело их рук…

От макетов до машин

Из беседы с Клементьевым выясняется, что силосоуборочный комбайн «КС-2.6» в этом году участвовал в Международной выставке сельскохозяйственной техники в Москве и был удостоен высшей награды — золотой медали. Потом он показывает в другую сторону, где работает группа конструкторов во главе с Л.С. Зингером и А.Ф. Щеменко:

— Первый экземпляр их нового навесного комбайна также демонстрировался на Международной выставке. Машина эта навесная, работает на самоходном шасси в 45 сил. Особенно необходима она там, где болотистые почвы, где не обойтись без маневренного лёгкого агрегата…

Оказывается первые экземпляры навесного комбайна работали уже на уборке силосных культур в Прибалтике и Подмосковье, в Ленинградской и даже на севере — в Кировской области. И оттуда получены хорошие отзывы: такой комбайн очень нужен в хозяйствах. Кстати, он почти что готов к серийному выпуску. Только вот тульские комбайностроители опоздали с производством необходимых к нему самоходных шасси в 45 лошадиных сил.

Дальнейшее знакомство с работами СКБ мы продолжаем в лаборатории художественного конструирования. Здесь все выпускаемые и только ещё готовящиеся к испытаниям комбайны можно увидеть в действующих макетах. Модели этих машин, изготовленные умелыми руками работников лаборатории, сразу притягивают внимание. Читаем: «Вихрь», «КСН-1.8». Они стоят здесь на специальных столах, а вокруг них крутятся конструкторы и инженеры.

На вопрос, что такие макеты дают конструкторам, Константин Васильевич Клементьев ответил так:

— Трудно даже перечислить всё, что дают макеты нашим проектировщикам. Очень много… Во-первых, они ускоряют сам процесс проектирования, во-вторых, работа с действующей моделью позволяет быстро проверить задуманный конструктивный элемент, как он работает с другими узлами, в-третьих, такой метод конструирования значительно упрощает компоновку всех узлов, в-четвёртых, улучшается отделка, архитектоника машины, а отсюда и её товарный вид. Одним словом, — лаборатория художественного конструирования в современных условиях — это неотъемлемая часть каждого СКБ…

От макетов до машин

Потом в своём кабинете Константин Васильевич рассказывает, как подбирал он людей способных создавать по чертежам сложные действующие модели. Беседа постепенно перешла на машины будущих лет. Для наглядности Клементьев показал на висящую в кабинете таблицу сравнительных данных советских и американских комбайнов. Существующий сейчас в серийном производстве комбайн «КС-2.6» значительно превосходит по своим техническим характеристикам новейший комбайн фирмы «Фокс» (США). Продуктивность «КС-2.6» — 54.4 тонны в час, вес — 3100 килограммов, а у американского соответственно — 31.5 и 3800.

Но эти данные не главное. — продолжает комментировать таблицу Константин Васильевич. — Наиболее важный показатель — это вес машины на единицу продуктивности. И в этом наши комбайны стоят выше зарубежных образцов. «Вихрь», например, по весу на единицу продуктивности превосходит комбайн фирмы «Фокс» в три раза.

Ещё в лаборатории художественного конструирования К.В. Клементьев показал новый комбайн «Вихрь» в макете. Он говорил о высоких качествах этой машины, о новом принципе выгрузки силосной массы с помощью пневмоэффекта. А в экспериментальном цехе этот комбайн можно уже видеть в натуральную величину. Его показывал Георгий Семёнович Халецкий — начальник конструкторско-исследовательского бюро СКБ:

— В будущем году новый вариант «Вихря» с шасси повышенной проходимости будет проходить испытания на разных почвенных и климатических зонах страны.

Вот так и появились в репортаже эти два снимка. Макет комбайна и его натуральный вид. А между ними лежит упорный, полный поисков и находок труд конструкторов — создателей новых машин.

Г. Разинский

Гомельская правда, 13 ноября 1966
Перевод Александра Флегентова