Переходный мост

Неумолимо движется время. И вместе с ним видоизменяется наш родной Гомель.

Коренным гомельчанам, родившимся в конце 30-х и, тем более, в 40-х годах, интересно будет знать, что непосредственно над путевым разветвлением станции Гомель-пассажирский было не два, ныне существующих, переходные мосты, а три.

Дело в том, что с развитием Либаво-Роменской железной дороги, в начале 70-х годов прошлого века, требовалось и увеличение мощностей для ремонта подвижного состава, который тогда уже производился в главных гомельских мастерских (сейчас ОРЗ) и в так называемом веерном депо (сейчас РМЗ), что находилось рядом.

Рабочая сила на эти ремонтные предприятия нанималась не только из жителей Залинейного (ныне Советского) района и окрестных деревень, но и значительная часть ее набиралась из деревень, расположенных вдоль Либаво-Роменской железной дороги, вплоть до украинских поселений Добрянка, Хоробичи и др.

В связи с тем, что весь этот поток рабочей силы, по прибытии в Гомель, неудержимо двигаясь к месту работы, полностью нарушал ритм работы пассажирской станции, а также было много несчастных случаев, руководством железной дороги и было решено построить переходный мост.

С восточной стороны города этот массивный и вместе с тем ажурный мост начинался в десяти метрах от северной стены вокзала станции Гомель-пассажирский. Шел через путевое разветвление станции, далее проходил над территорией главных гомельских мастерских и опускался на западной стороне их с выходом на Московскую улицу.

По середине моста был построен спуск с выходом непосредственно на территорию мастерских рядом с главной конторой, откуда люди и приходили на работу.

Построен мост был в 1889 году. Все его устои и другие несущие конструкции были изготовлены из путевых рельсов. Барьеры были обнесены ажурными сетками с деревянными отшлифованными поручнями.

Этот высокий красивый мост был также основным звеном, которое связывало восточную и западную стороны города Гомеля.

Интересно было наблюдать, когда по заводскому гудку до начала работы с западной стороны города, по Московской и Украинской (бывшей Андреевской) улицам двигался основной поток не только рабочих из Залинейного района, но и из окрестных деревень — Лещенца, Мильчи, Давыдовки, а с восточной стороны Гомеля приезжие рабочие из Узы, Носовичей, Тереховки, Буда-Кошелево, а также из окрестных деревень — Прудок, Волотова, Плесы, Якубовка и других. Эти потоки людей в рабочей одежде были похожи на текущие по холмистой местности ручьи, которые потом безудержным потоком обрывались посередине моста, где-то на территории главных гомельских мастериц.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. этот мост был разрушен. Остался только бетонный цоколь на территории ОРЗ, неподалеку от кислородной станции завода.

А. Радевич, активист областного отделения Советского фонда культуры

Гомельская правда, 08.08.1991
Перевод Александра Флегентова