Переходный мост

Редактор

К 850-летию города Гомеля

Неумолимо движется время. И вместе с ним видоизменяется наш родной Гомель.

Коренным гомельчанам, родившимся в конце 30-х и, тем более, в 40-х годах, интересно будет знать, что непосредственно над путевым разветвлением станции Гомель-пассажирский было не два, ныне существующих, переходные мосты, а три.

Дело в том, что с развитием Либаво-Роменской железной дороги, в начале 70-х годов прошлого века, требовалось и увеличение мощностей для ремонта подвижного состава, который тогда уже производился в главных гомельских мастерских (сейчас ОРЗ) и в так называемом веерном депо (сейчас РМЗ), что находилось рядом.

Рабочая сила на эти ремонтные предприятия нанималась не только из жителей Залинейного (ныне Советского) района и окрестных деревень, но и значительная часть ее набиралась из деревень, расположенных вдоль Либаво-Роменской железной дороги, вплоть до украинских поселений Добрянка, Хоробичи и др.

В связи с тем, что весь этот поток рабочей силы, по прибытии в Гомель, неудержимо двигаясь к месту работы, полностью нарушал ритм работы пассажирской станции, а также было много несчастных случаев, руководством железной дороги и было решено построить переходный мост.

С восточной стороны города этот массивный и вместе с тем ажурный мост начинался в десяти метрах от северной стены вокзала станции Гомель-пассажирский. Шел через путевое разветвление станции, далее проходил над территорией главных гомельских мастерских и опускался на западной стороне их с выходом на Московскую улицу.

По середине моста был построен спуск с выходом непосредственно на территорию мастерских рядом с главной конторой, откуда люди и приходили на работу.

Построен мост был в 1889 году. Все его устои и другие несущие конструкции были изготовлены из путевых рельсов. Барьеры были обнесены ажурными сетками с деревянными отшлифованными поручнями.

Этот высокий красивый мост был также основным звеном, которое связывало восточную и западную стороны города Гомеля.

Интересно было наблюдать, когда по заводскому гудку до начала работы с западной стороны города, по Московской и Украинской (бывшей Андреевской) улицам двигался основной поток не только рабочих из Залинейного района, но и из окрестных деревень — Лещенца, Мильчи, Давыдовки, а с восточной стороны Гомеля приезжие рабочие из Узы, Носовичей, Тереховки, Буда-Кошелево, а также из окрестных деревень — Прудок, Волотова, Плесы, Якубовка и других. Эти потоки людей в рабочей одежде были похожи на текущие по холмистой местности ручьи, которые потом безудержным потоком обрывались посередине моста, где-то на территории главных гомельских мастериц.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. этот мост был разрушен. Остался только бетонный цоколь на территории ОРЗ, неподалеку от кислородной станции завода.

А. Радевич, активист областного отделения Советского фонда культуры

Да 850-годдзя горада Гомеля

Пераходны мост

Няўмольна рухаецца час. і разам з ім відазмяняецца наш родны Гомель.

Карэнным гамяльчанам, якія нарадзіліся ў канцы 30-х і, тым больш, у 40-х гадах, цікава будзе ведаць, што непасрэдна над пуцявым разгалінаваннем станцыі Гомель-пасажырскі было не два, цяпер існуючых, пераходныя масты, а тры.

Справа ў тым, што з развіццём Лібава-Роменскай чыгункі, у пачатку 70-х гадоў мінулага стагоддзя, патрабавалася і павелічэнне магутнасцей для рамонту рухомага саставу, які тады ўжо вырабляўся ў Галоўных гомельскіх майстэрнях (зараз ВРЗ) і ў так званым Веерным дэпо (зараз РМЗ), што знаходзілася побач.

Рабочая сіла на гэтыя рамонтныя прадпрыемствы наймалася не толькі з жыхароў Залінейнага (цяпер Савецкага) раёна і навакольных вёсак, але і значная частка яе набіралася з вёсак, размешчаных уздоўж Лібава-Роменскай чыгункі, аж да ўкраінскіх пасяленняў Дабранка, Харобічы і інш.

У сувязі з тым, што ўвесь гэты паток рабочай сілы, па прыбыцці ў Гомель, нястрымна рухаючыся да месца працы, поўнасцю парушаў рытм работы пасажырскай станцыі, а таксама было шмат няшчасных выпадкаў, кіраўніцтвам чыгункі і было вырашана пабудаваць переходны мост.

З усходняга боку горада гэты масіўны і разам з тым ажурны мост пачынаўся ў дзесяці метрах ад паўночнай сцяны вакзала станцыі Гомель-пасажырскі. Ішоў праз пуцявое разгалінаванне станцыі, далей праходзіў над тэрыторыяй Галоўных гомельскіх майстэрань і апускаўся на заходнім баку іх з выхадам на Маскоўскую вуліцу.

Па сярэдзіне моста быў пабудаяаны спуск з выхадам непасрэдна на тэрыторыю майстэрань побач з галоўнай канторай, адкуль людзі і прыходзілі на работу.

Пабудаваны мост быў у 1889 годзе. Усе яго ўстоі і іншыя нясучыя канструкцыі былі выраблены з пуцявых рэек. Бар’еры былі абнесены ажурнымі сеткамі з драўлянымі адшліфаванымі поручнямі.

Гэты высокі прыгожы мост быў таксама асноўным звяном, якое звязвала ўсходні і заходні бакі горада Гомеля.

Цікава было назіраць, калі па заводскаму гудку да пачатку работы з заходняга боку горада, па Маскоўскай і Украінскай (былой Андрэеўскай) вуліцах рухаўся асноўны паток не толькі рабочых з Залінейнага раёна, але і з навакольных вёсак — Лешчанца, Мільчы, Давыдаўкі, а з усходняга боку Гомеля прыезджыя рабочыя з Узы, Насовіч, Церахоўкі, Буда-Кашалёва, а таксама з навакольных вёсак — Прудок, Валатава, Плёсы, Якубоўка і іншых. Гэтыя патокі людзей у рабочым адзенні былі падобныя на бягучыя па ўзгорыстай мясцовасці ручаі, якія потым нястрымным патокам абрываліся пасярэдзіне моста, дзесьці на тэрыторыі Галоўных гомельски майстэрань.

У час Вялікай Айчыннай вайны 1941-45 гг. гэты мост быў разбурены. Застаўся толькі бетонны цокаль на тэрыторыі ВРЗ, непадалёку ад кіслароднай станцыі завода.

А. Радзевіч, актывіст абласнога аддзялення Савецкага фонду культуры

Источник: Гомельская правда, 08.08.1991

Выражаю благодарность сотрудникам детской библиотеки-филиала №16 за предоставленный материал.

Print Friendly, PDF & Email