Руководители движения поездов

В любую погоду, днём и ночью по стальным магистралям проносятся скорые поезда дальнего следования, пассажирские и пригородные.

А сколько в сутки проходит по стальным магистралям отделения железной дороги тяжеловесных поездов! И каждый из них должен следовать строго по графику.

Чтобы на этом «стальном конвейере» был безупречное чёткое движение транспорта, его направляет специальная диспетчерская служба отделения железной дороги. О неутомимых работниках такой службы я и хочу коротко рассказать.

Ветковская улица. Она, пожалуй, самая тихая в городе. И на этой небольшой улице, вдалеке от стальных магистралей находится пульт управления движением всех пассажирских и грузовых поездов Гомельского отделения железной дороги.

На дверях одной из комнат — небольшая табличка с надписью: «Диспетчерский участок Гомель-Калинковичи». Сама комната напоминает студию радиовещания. Помещение оборудовано звукоподавителями. Тут же установлен микрофон, автоматическая телефонная станция, пять телефонов, один прямой — с Минском.

На диспетчерском столе — график движения поездов. Сюда от дежурных станций раз за разом поступают сообщения о движении того или иного поезда. Диспетчер Андрей Борисович Пугачёв, который работает на этой должности более 20 лет, делает в графике соответствующие пометки. Он даёт точные указания о «перекрёстках» поездов или даёт составу «зелёную улицу».

Здесь, на диспетчерском графике, как в зеркале, видно движение поездов по железнодорожным магистралям участка.

— В 9 часов 30 минут утра из Калинкович на Гомель вышел тяжелогружёный поезд №2122, — говорит Андрей Борисович Пугачёв. — Его ведут машинист-коммунист Виктор Щерба, помощник Кабанов и кочегар Федоренко. — Несмотря на метель и сильный встречный ветер, поезд идёт по графику.

А через некоторое время из Калинкович вышел другой тяжелогружёный поезд. Его ведёт машинист Горбачёв. Вес превышает норму на 200 тонн. В пути всё в порядке.

А вот новое сообщение:

— В 12 часов с центральной сортировочной станции Гомель отправился поезд №2127, вагонов 98, вес 3321 тонна, — доложила оператор Гурчанова.

— А не много в такую погоду? — переспросил диспетчер.

— Машинист Курицин не подведёт, — последовал ответ.

В диспетчерской нет ни минуты покоя. Короткие доклады, сообщения, цмфры и цмфры.

— На станцию Прибор прибыл сборный. Выгоны с минеральными удобрениями отцеплены, — слышен голос дежурной станции.

А немного позже эта же дежурная Александра Ефимовна Сыч доложила диспетчеру, что началась выгрузка двух отцепленных вагонов с колчеданным огарком, который предназначен лоя колхоза «Красная площадь».

Этот же сборный поезд доставил на станцию Речица вагоны с листовой сталью для Речицкой судоверфи, трубы для хойницких строителей и другие народнохозяйственные грузы.

Затем сообщили, что на центральную сортировочную Гомеля прибыл поезд №2126, от которого отцепили 9 вагонов с грузами, предназначенные для Гомеля.

Не менее напряжённым был этот день и у диспетчеров на Жлобинском и Гомельском железнодорожных узлах и участках Александра Кондратовича Кричко и Андрея Ульяновича Невмовенко. Один за другим идут тяжелогружёные, пассажирские и пригородные поезда. И всем им надо своевременно обеспечить путь.

Круглые сутки шесть диспетчеров отделения железной дороги, не отрываясь ни на минуту от командных участков, несут посменно нелёгкую трудовую вахту.

В. Босак
Гомельская правда, 10 февраля 1965
Перевод Александра Флегентова