Симфония мужества

— Приближается всенародный праздник — 50-летие Советской власти. Оно потребует от художников создания произведений глубокой мысли и с высокими гражданскими мотивами, — говорит скульптор Дмитрий Попов, в мастерской которого я побывал недавно.

Здесь видишь готовые и только что начатые произведения, а также рабочие модели, которые лягут в основу новых композиций.

Когда знакомишься с трудом Дмитрия Попова, отмечаешь его стремление к созданию работ социальной проблематики, умение соединять своё, индивидуальное с характерными явлениями эпохи.

Одно из таких произведений будет посвящено Великому Октябрю. Оно так и называется — «Октябрь». Это — скульптурный триптих, который расскажет о нашей молодёжи, её тревожной юности первых лет Советской власти.

Первые две части триптиха — «Пробитое тело», «Атака» — иллюстрируют героику гражданской войны, третья — «Любовь и труд» — мирные будни.

В скульптуре «Пробитое тело» художник показывает юношу-комсомольца в тот жизненный момент, когда вражеская пуля оборвала жизнь героя. Ещё не выпущенная сабля из рук молодого красноармейца, экспрессивное и порывистое движение коня символизирует стремление вперёд, бессмертность жизни героя.

Скульптурная группа «Атака» — основная, центральная часть триптиха. Это они — комсомольцы 20-х годов шли огненными вёрстами гражданской войны, чтобы отстоять завоевание Октября.

«Любовь и труд»… Здесь мы видим юношу-будёновца с винтовкой за плечами и девушку-комсомолку. Они вышли на восстановление разрушенной войной народного хозяйства. Их образы служат воплощением мысли о единстве борьбы и труда народа, его заботы о будущем.

Если первые две части триптиха «Октябрь» показывают суровость и мужество, то третья — больше навеяна лиризмом и поэтичностью. Но в целом — это произведение о героической юности, о его непоколебимого упорства и мужества. И по этим достоинствам триптих «Октябрь» можно отнести к произведениям монументального плана.

— В минувшем году, говорит скульптор, — я полностью отдался работе над образом Владимира Ильича Ленина. Этот монумент сейчас установлен на центральной площади Добруша.

Понимаешь с полуслова художника. Работа над образом проводника требует от скульптора не только напряжённого труда, но и высокой эрудиции, умения проникнуть в глубину исторических событий.

Теперь можно сказать, что молодой скульптор выдержал экзамен на творческую зрелость…

В эти дни Д. Попов много работает с архитекторами В. Бурмакиным и Е. Козловым над художественным решением памятника-кургана Вечной Славы, которое они готовят на конкурс.

— Сам по себе курган, насыпанный человеческими руками, — говорит он, — это памятник. Необходимо только подготовить зрителя к его восприятию.

Дмитрий Попов — молодой художник, воспитанник Белорусского театрально-художественного института. Хотя работает он в Гомеле не так много — всего полтора года, — но уже создал приметные произведения. Они несут людям жизнеутверждение, оптимизм, веру в жизнь и силу человека.

Симфония мужества

На снимке: скульптор Д.А. Попов работает над образами для памятника «Курган Вечной Славы».

А. Шпынарков, фото П. Белоуса

Гомельская правда, 29 января 1967
Перевод Александра Флегентова

Метки: