Театральная жизнь Гомеля в 1919-1926 гг.

Театральная жизнь Гомеля в первые годы Советской власти является слабо изученным периодом в истории города, который с 1919 по 1926 гг. входил в состав РСФСР.

После Октябрьской революции и кровопролитной гражданской войны устоявшаяся в предыдущие годы театральная деятельность претерпела существенные изменения. Многие театральные коллективы прекратили свое существование. Часть антрепренеров перешла на режиссерско-актерскую деятельность, выступали в клубах, школах, на заводах, организовывали кружки художественной самодеятельности. С окончанием гражданской войны наступил тот период в истории театра, когда путь к сцене начал прокладываться через любительские площадки, многочисленные частные театральные курсы и студии. Задача подобных культурных учреждений состояла в активном воспитании нового зрителя средствами театра, повышении его общего культурного уровня.

В первые годы Советской власти в Гомеле широкий размах приобретает театральное любительство. В 1918 году в городе начало действовать любительское товарищество «Веночек». В начале 1919 г. организована музыкально-драматическая студия, по образцу которой создавались культурно-просветительные организации в деревнях. Эта студия готовила концертные программы, музыкально-драматические постановки. Особой популярностью пользовались у зрителей митинги-концерты. Примером этому являются спектакли 1-й гомельской детской железнодорожной школы, которые часто проходили в клубе «Коммунист» железнодорожных мастерских. Спектакль, как правило, состоял из следующих частей:

  • Пьеса в одно действие «Матрена Спиридоновна»;
  • Шутка «Художник Мазилкин»;
  • Постановка «Квартет» по басне Крылова;
  • Выступление детского хора.

Руководил детским коллективом преподаватель Горин, а цена на представление составляла от 1 до 5 руб. в пользу школы.

С целью поднятия театрального дела на должный уровень в октябре 1920 г. в г. Гомеле была проведена 1-я губернская конференция работников искусств, на которую прибыли делегаты, представлявшие творческие интересы 789 театральных работников. На конференции рассматривались вопросы развития «деревенского театра», организация курсов по подготовке инструкторов для правильного направления работы кружков, неудачи в организации еврейского театра, возможность привлечения для гастролей драматической труппы бывшего театра Соловцовой, которая была сорвана из-за двукратной оккупации Киева белогвардейцами, возлагались надежды на приобретение театральной труппы при наличии средств.

Участники конференции пришли к единодушному решению, что городу необходима «драматическая студия с русскими и еврейскими классами с целью выявления индивидуальности из коллектива и подготовки кадров актеров новой сцены».

В 1922 году в Гомеле насчитывалось восемь драматических кружков, в которых участвовало 300 человек. В эти годы основная задача театральных коллективов состояла во включении их в общий процесс «культурной революции», оказании помощи делу восстановления народного хозяйства. На переднем плане в их деятельности находилась широкая агитационная и пропагандистская работа средствами искусства.

С переходом к НЭПу, в РСФСР произошел не только экономический, но и культурный подъём, связанный с ослаблением политического давления на культуру, с «разрешительными тенденциями в культурной политике, с ростом стилевого, идейного и эстетического многообразия во всех областях культуры». Отличительной особенностью Гомеля, как и всей России, являлось то, что культурно-просветительные организации стали работать на условиях хозрасчета. Для координации деятельности театральных коллективов в Гомеле была создана дирекция театрально-зрелищных предприятий.

Вся культурная жизнь города в этот период протекала при непосредственном контроле со стороны управления по делам печати и зрелищ (Гублита), которое занималось просмотром и выдачей разрешительных виз на издание произведений печати, театральных постановок, зрелищно- увеселительных мероприятий. Уполномоченные управления следили за репертуаром. К постановке разрешались пьесы, которые имелись в списке категории «А». Произведения, занесённые в список «Б», являлись условно разрешенными, т.е. разрешались к постановке отдельным театрам в зависимости от состава публики.

С 1 октября 1921 г. театральное дело в Гомеле было снято с госснабжения, переведено на хозрасчет. В это время в городе действовал театр им. Калинина и кинематограф «Красная Звезда». В театре Калинина было очень мало декораций. Зрительный зал и фойе находились в запущенном состоянии, а театр Свердлова (размещался в сквере) был разрушен практически полностью. С начала 1921 года губоно и горсовет выделили для восстановления и ремонта зданий 18 млн. руб. Открытие театра им. Свердлова (летний и зимний залы) состоялось 7 ноября 1921 года, был проделан основательный ремонт театра им. Калинина, и его зал приспособлен для постановок драматических спектаклей и концертов. Дирекция гостеатров отмечала, что с 1918 по 1921 год Гомель «был мёртв» в области искусства. В летнем сезоне 1921 года играла русская драмтруппа под управлением А.А. Сумарокова, с 1 октября 1921 года по 1 апреля 1922 года в Гомельских театрах работали две труппы: русская под руководством Агазаровой А. со следующим репертуаром («Привидение» Ибсена, «Отец» Стринберга, «Идиот» Достоевского, «Нора» Ибсена, «Всех скорбящих», «Потоп» и др.); еврейская с репертуаром «Уриэль Акоста», «Алейхем», «Рассказ о 7-ми повешенных» Андреева, «Бог мести» и др. Гастролировала также Петроградская труппа в составе 55 человек, которая поставила 14 спектаклей. Однако уже в феврале 1922 года губполитпросвет, отвечая на письмо Андреева о предоставлении помещения для гастролей театра МХАТ отвечал, что в Гомеле два театра: один зимний – им. Калинина, в котором имелся партер на 396 мест; театр им. Свердлова (с 2-мя залами: зимний и летний в саду) в нём имелся партер на 560 мест и 20 лож на 100 мест.

В театрах имелось по пять павильонов, лес, сукно, добавочные декорации, по 4 мебельных гарнитура, костюмерные, парикмахерская, электроосвещение. Театры сдавались в аренду на летний сезон при условии 50% валового сбора в пользу худотдела губполитпросвета.

Костюмов, реквизита, декораций почти не было. Часть декораций для театра Калинина в количестве 38 наименований была передана из замка Паскевича (мебель, одежда). За деньги, вырученные со сборов, дирекцией закупались декорации в специальной театральной мастерской братьев Зельдиных в Смоленске. Стоимость театрального имущества в 1923 году оценивалась в 300 тыс. руб.

Театральные труппы занимались благотворительностью. В течение зимнего сезона 1922 года было дано 36 бесплатных спектаклей для красноармейцев, членов профсоюза и делегатов съездов, а также ежедневно отпускались 150 билетов для воинских частей.

В летнем сезоне с 16 апреля по 20 августа 1922 года выступали труппы Агазаровой и Сумарокова со спектаклями: «Дама с камелиями», «Обрыв», «Анна Каренина», «Живой труп», «Хозяйка гостиницы» и др.

Помимо сезонной театральной работы, устраивались гастроли: спектакли Петроградской оперы, концерты Донца, Мигая, Эрденко, Горовица, Мильштейна, спектакли Киевской труппы лучших артистов. Концерты и спектакли проходили по следующему плану: 2 концерта платных и 1 бесплатный для рабочих, а на 12 платных спектаклей приходилось 2 бесплатных.

В зимнем сезоне 1922-1923 годов играли две труппы губполитпросвета, образованные в феврале 1922. (русская – 24 артиста и еврейская – 20 артистов). Они состояли из видных артистов Киевских театров и Киевской театральной молодежи Соловецкого театра. В городе проходили повторные концерты Мильштейна, Горовица, Мозжухина и др. Регулярно ставились 8 спектаклей в месяц для членов профсоюза по минимальным ценам. Из кассы театра выделялись по 9 тыс. руб. для покрытия дефицита на подобного рода спектакли. Помимо этого было выделено 35 тыс. руб. в пользу проводимых губполитпросветом сборов: «Неделя помощи ребенку», «Помощи школе», «Помголу» и др.

Дирекция гостеатров руководила и постановками кино в городе. Трудно было доставать хорошие фильмы, однако работа эта проводилась довольно успешно. На экранах кинематографа шли фильмы: «Нищенка из Стамбула», «Чудотворец», «Скорбь бесконечная», «Белая смерть», «Человек с каторги» и др.

Зимний сезон 1922/23 годов прошел довольно успешно как с художественной, так и с материальной стороны. Сборы в течение сезона были на круг выше среднего. По просьбе зрителей по несколько раз повторялись пьесы: «Ревизор», «Горе от ума», «Разбойники», «Коварство и любовь», «Овод», «Гроза», «Камо грядеши», «Братья Карамазовы».

Всей театральной работой руководил директор гостеатров И.Д. Файль. В русскую труппу входили: Волховская, Стопорина, сёстры Васильевы, Радецкая, Гузовская, Крылов, Колесников, Тверской, Борский и др. В течение сезона артистами было дано 24 бенефиса с верхушками от сборов и подарками от дирекции. Труппа состояла на жаловании, которое выплачивалось аккуратно по договору (индивидуальному) с индексом и выплатой отпускных. 4 марта 1923 г. состоялся прощальный спектакль в связи с закрытием сезона. Была поставлена пьеса «Враги» Горького. Артистов и руководство благодарили за успешно проведенный зимний сезон.

В летнем сезоне было решено применять гастрольную систему. Летом можно было рассчитывать на гастроли лучших артистических сил России.

Следует отметить, что к этому времени в городе усилиями театрального отдела и губпрофобразования были открыты две музыкальные школы, где 25% учащихся получали музобразование бесплатно.

В феврале 1923 года по постановлению губисполкома губполитпросвету был передан парк Луначарского с летним театром. Планировалось использовать его для гастролей артистических коллективов и отдельных артистов, получающих по заключенному с ними договору определённый процент.

В октябре 1923 года дирекцией гостеатров в рабочем банке был взят кредит на сумму 17500 руб. золотом в рассрочку на один год для ремонта театра Калинина. В здании театра был начат ремонт, выступать было негде, и набранная труппа из 28 артистов, техперсонала (45 человек), музыкантов (28 человек), остались без средств к существованию. Несогласованность действий руководства привела к тому, что театр на протяжении зимнего сезона так и не смог рассчитаться с долгами. Большинство артистов и техперсонал оказались на бирже труда. Спасти положение могли только хорошие сборы в весенне-летний сезон.

Весенний сезон в 1924 года в Гомеле был открыт выступлением 5 и 6 апреля Айседоры Дукан, приглашённой на условии выплаты ей 75% валового сбора. Чистая выручка от её концертов составила 373 р. 90 коп. 14 апреля с лекцией в театре им. Калинина выступал Алексей Толстой; с 8 апреля по 4 мая гастролировал Одесский коллектив «Красный факел» с репертуаром «Соломея», «Зеленый попугай», «Игра в плаху», «Собака на сене», «Волшебная дама», «Зеленое кольцо». Труппа театра состояла из 25 человек, зарабатывала 160 рублей за спектакль и ей была предоставлена квартира из 4-х комнат для артистов.

7-19 мая выступал московский коллектив оперных артистов, которым выплачивалось 75% валового сбора в пользу коллектива и предоставлена квартира из 4-х комнат. Оперный репертуар был весьма разнообразен: «Кармен», «Евгений Онегин», «Аида», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Фауст», «Русалка», «Борис Годунов» и др.

В этом же сезоне состоялся концерт скрипача Мильштейна и пианиста Горовица, спектакли труппы 4-й студии гостеатров Лабинского и Баклановой; трупп бывшего Александрийского театра; гастроли труппы артиста Орленева; еврейского государственного камерного театра; гастроли балетных артистов Тихомировой и Смирнова; еврейской оперетты; украинской труппы Борисова.

Летом 1924 года губисполкомом была утверждена программа деятельности гостеатров на зимний сезон. Заведующим художественной частью будущего драмтеатра был приглашён бывший режиссер-ассистент театра «Красный факел» Гольденвейзер. Труппа в составе 31 артиста была сформирована к сентябрю. Месячный оклад для коллектива был утвержден в сумме 3680 рублей.

В сентябре начались работы по подготовке репертуара. Репетировались следующие пьесы: «Юлий Цезарь», «Поджигатели», «Железная стена», «Гроза» и др. 1-го октября 1924 года состоялось открытие сезона постановкой пьесы «Юлий Цезарь». Однако постановки театральной труппы были однообразны, зритель не шёл, сборы падали, среди артистов произошёл раскол, был изменен репертуар. Однако, новый репертуар (пьесы «Осенние скрипки», «Мисс Гопс», «Гений дипломатии», «Святые безумцы» и др.) был запрещён к показу гуплитом. В середине ноября театральная труппа была распущена.

Итак, за весенне-летний сезон в Гомеле гастролировал целый ряд высококвалифицированных трупп и артистов, которые дали довольно большой процент прибыли. Провал русской драмы объяснялся ошибочностью расчётов на большую зрительскую аудиторию, на многократное повторение пьесы и неудачной работой режиссёра, что и привело к задолженности в 10 тыс. руб., хотя частично положение было спасено постановкой оперетт.

Зимний сезон оказался не на должной высоте. По всей России отмечался упадок театрального дела, который был связан с отсутствием контакта зрителя со сценой, недоступностью репертуара.

К весенне-летнему сезону 1925 года встал вопрос: «Что предложить зрителю?». Выход предлагался один: «Предоставить рабоче-крестьянской массе кино по очень удешевленным расценкам». Все объяснялось просто: « Кино даст рабочему зрителю за короткое время и за 20 коп. разнообразное и интересное зрелище».

В Гомеле, однако, в этот период гастролировал ряд коллективов: Ленинградской оперы, коллектив Киселевского, театр музкомедии Луковского, а также артисты Блиндер, Браунталь, Самарин, Иванов, Церетелли и др.

Следует отметить, что в начале 1926 года дирекцией театров вновь была предпринята попытка создания драматической труппы под руководством Стронского. Однако особых результатов достигнуто не было.

В конце 1925 – начале 1926 годов дирекция гостеатра и профсоюзы ввели абонементную систему на посещение театра, но она не прижилась, так как билеты продавались дешевле, расходы не окупались, а ГСПС, обещавший доплачивать разницу стоимости билетов, задолженность не погашал.

6 октября 1926г. зимний театральный сезон в городе был открыт гастролями драматической труппы под руководством Изольдова в театре им. Калинина. Гастроли продолжались до 27 января 1927 года.

Итак, неоднократные попытки дирекции гостеатров и местных властей создать собственную театральную труппу в этот период успехом не увенчались.

М.А. Алейникова, зав. отделом учреждения «Государственный архив Гомельской области», 2006

Библиография:

  • Замкавец, У. Жыцце, абарванае куляй: [Пра У. Галубка.] /У. Замкавец //Полымя.-1993.-№8.- С.138-145.
  • Зелянкова, А. Тэатральнае жыццё Гомельшчыны (др. пал. 20-х гадоў) /А. Зелянкова //Краеведение – основа духовного и нравственного возрождения общества.- Гомель., 1997.- С.89-92.
  • Лисневский, И. В театр иду, как в храм: Страницы театральной Беларуси. – Мн., 1997. – Из содерж.: О театральной жизни в Гомеле.- С.99-116.
  • Мальцаў, У. Кропля камень тачыла: Тэатральная крытыка Гомеля пачатку стагоддзя /У. Мальцаў //Мастацтва.-1997.- №1.- С.43.
  • Мальцаў, У. Тэатральная геаграфія Гомеля /У. Мальцаў //Мастацтва.-1993.- №11.
  • Смольскі, Р. Тэатр у прасторы часу.- Мн., 1998.- Са зместу: Час збіраць гледачоў: нататкi пра Гомельскі тэатр.- С.57-68.
  • Сохар, Ю. Тэатральныя пуцявіны: Мастацтвазнаўчыя артыкулы, рэцэнзіі, творчыя партрэты.- Мн., 2003 .- Са зместу: Еўсцігней Міровіч.- С. 358-361.
  • Тэатры Гомеля //Памяць: Гiст.- дакум. хронiка Гомеля. У 2 кн. Кн. 2-я.- Мн., 1999.- С.500-502.