Улицы железнодорожников

Ранее велась беседа с Вами, уважаемые читатели, о Либаво-Роменской железной дороге. Название которой происходит от наименований двух крайних точек на географической карте, откуда начинались и где завершалась эта магистраль.

Либава — прежнее название современного города Лиепая на территории Латвии, Ромны — в наши дни город, райцентр Сумской области Украины. На территории Гомеля название Либаво-Роменской железной дороги отразилось в наименовании улицы Либавской (ныне — улица Шевченко). А вот Полесская железная дорога обусловила появление наименования улицы Полесской.

Эта улица начала формироваться в конце 80-х годов 19 века, и её начальная история тесно связана с линией Полесской железной дороги. В районе современной станции «Гомель-хозяйственная» вскоре после 1888 года было построено здание Полесского вокзала. Рядом с ним 22 октября 1907 года освятили каменную церковь, построенную на средства железнодорожных служащих. Позже в летописных источниках эта церковь упоминается, как железнодорожная Никольская церковь. От данной церкви отходила улица, которая получила название Никольской (в послереволюционные годы её переименовали в улицу Демьяна Бедного).

На противоположной стороне железной дороги параллельно Никольской и Полесской улицам шла Николаевская улица, которая, видимо, называлась так от первоначального наименования железно-дорожной церкви — Николаевская. В дальнейшем Николаевскую улицу, одновременно с Никольской, переименовали в 1-ю Красную (в значениях: то ли красивая, то ли «революционная»). Была ещё и 2-я Красная (бывшая Новониколаевская улица). С 1957 года она называется просто Красной. А 1-ю Красную также в этот год назвали в честь отважной летчицы уроженки Гомеля Галины Ивановны Докутович.

В той же части города в конце 19 века сформировалась ещё одна улица: название которой прямо соотносилось с железнодорожным транспортом, — Сортировочная (с 1982 года — улица имени Телегина; названа в честь Константина Фёдоровича Телегина, генерал-лейтенанта, почётного гражданина Гомеля).

На всех улицах, о которых в этом выпуске шла речь, первоначально жили исключительно железнодорожные рабочие мастеровые и служащие.

Алеся Винник
Любимый город, 12 января 2011