Весенний порт

В речном порту хозяйничает весна. А весна для речников — это начало навигации, первые рейсы, первые хлопоты.

Пульс слаженной работы речников и портовиков особенно ощущаешь, когда находишься в диспетчерской движения. Здесь безостановочно звенят телефоны, и диспетчер Иван Власович Ермаков делает отметки в графике движения cудов.

— В половодье тяжело вести суда, — говорит он. — На каждом шагу судоводителей подстерегает опасность: залитые овраги, косы. Но люди у нас опытные. Суда прибывают в конечные пункты своевременно и даже с опережением графика.

С террасы диспетчерской видны суда, которые стоят на причалах под загрузкой и разгрузкой. На одном из них читаем название «Арель».

Иван Власович рассказывает:

— Эта самоходная баржа доставила крахмал для комбината «Спартак». А вон то судно, — диспетчер показал в сторону теплохода №243, — прибуксировала из Чернобыля баржу с лесом и контейнерами.

В этот момент к дебаркадеру пришвартовался БТ-0275.

— Советую познакомится с командой теплохода. Из первого рейса вернулись, — сказал Иван Власович.

Капитана-механика Николая Терентьевича Ковалькова мы нашли в штурвальной рубке. Он делал какие-то записи в вахтенном журнале.

— Как прошёл рейс? — переспросил Николай Терентьевич, и на его усталом лице появилась радостная улыбка. — Если говорить коротко, так успешно, — начал он, но…

Капитан посмотрел на членов команды, которые наводили порядок на судне, и добавил:

— Ребята у нас молодцы. Первое испытание выдержали.

К нам подошёл капитан-наставник Иван Иванович Ипатенко, который также ходил в рейс.

— Конечно же испытание, — подтвердил он. — До этого команде не доводилось при таком большом горизонте воды буксировать плотокараван в 1240 кубометров.

Капитан-механик, меж тем, снова склонился над вахтенным журналом. В нём можно было прочитать запись: «Прибыли в Гомель 12 апреля в 13-50 с Красного Берега».

Попрощавшись с командой, мы снова пришли в диспетчерскую. Иван Власович делал отметки в графике движения судов.

— Вот видите, — он показал на несколько красных линий, напротив которых стояли номера: РС-01, РС-04, РС-020, — эти суда находятся сейчас на подходе к Гомелю. На них уголь. Идут с опережением графика.

В диспетчерскую зашёл капитан теплохода №359, который только что пришвартовался к дебаркадеру.

— Ефим Яковлевич, — обратился к нему диспетчер, — отбуксируйте песочницу №0321 ко плавучему крану.

А потом повернулся к нам:

— Кстати, вам обязательно надо познакомится с экипажем крана.

Плавучий кран

Плавучий кран находился в каком-нибудь полукилометре от затона. Когда мы подъехали, от него отчалило судно, нагруженное песком. Его место заняла баржа, прибуксированная нашим теплоходом. Крановщик Владимир Дмитриевич Меженников занял место в своей кабине, взял в руки рычаги, и стрела свободно поплыла над водой. Ковш с плеском упал на речное дно. Через несколько секунд трос снова натянулся, и ковш со строительным песком повис над баржей…

Пока шла добыча и погрузка песка, механик крана Пётр Ефимович Ляпин рассказал нам о своём экипаже, о его планах и успехах.

— За две недели работы наша смена, в которую входит три человека, добыла около 10 тысяч тонн строительного песка, — не без гордости сказал он, — и сегодня мы также отгрузим не меньше чем 800 тонн. Песок, который мы добываем с речного дна, идёт на такие стройки, как заводы «Центролит», суперфосфатный. Его отгружаем даже для Чернигова.

…Мы рассказали только об отдельных работников порта. Но хочется сказать: так работают в эти весенние дни все речники. Они выбрали правильный курс: успешно провести навигацию юбилейного года, достойно встретить 50-летие Советской власти.

Члены команды БТ-0257

На снимках: 1. Плавучий кран КПЛБ №1 добывает и загружает строительный песок. 2. После первого рейса. Члены команды БТ-0257 (слева направо) первый помощник капитана М. Гойманов, капитан М. Ковальков, рулевой П. Калинин.

В. Лазько, фото М. Попкова

Гомельская правда, 16 апреля 1967
Перевод Александра Флегентова

Метки: