Лидер движения «ВелоГомель» о том, как в нашем городе выжить велосипедисту
В Гомеле становится всё больше велосипедистов. Особенно это заметно по весне, когда выглядывает первое робкое солнце, а вместе с ним на улицах появляются горожане на двухколёсном транспорте. Чтобы наконец надолго забыть о поездках на работу в душных троллейбусах или просто покататься с ветерком. Об особенностях велосипедной езды в нашем городе рассказывает один из лидеров движения «ВелоГомель» Дмитрий Трусов (на фото), который уже больше семи лет передвигается исключительно на велосипеде.
— О нашем сообществе можно всё узнать в социальных сетях, группа ВКонтакте насчитывает почти 4 тысячи человек. Молодые люди с активной жизненной позицией давно уже к нам присоединились. Объединение пока официально не зарегистрировано, своего юридического адреса нет, все организационные моменты решаем через Интернет. В «реалке», как любят выражаться велосипедисты, участвуют всё больше горожан. Что далеко ходить за примерами? Последний велопробег, приуроченный к открытию велосезона в Гомеле, собрал почти тысячу человек. Его масштабы поразили даже бывалых велосипедистов из числа пенсионеров. Которые субботним утром по пути на дачу останавливались и смотрели вслед огромной колонне. Кто-то в неё даже вливался. Я лично зазывал людей на велосипедах присоединиться к пробегу, многие охотно соглашались, — рассказывает Дмитрий Трусов.
Велопробег организовали при активном участии областной ГАИ. Её начальник Игорь Макушенко сам заядлый велосипедист, а ещё он возглавляет областную федерацию велоспорта.
В высоких кабинетах, говорит Дмитрий, к «ВелоГомелю» относятся хорошо. Горисполком, Го савтоинспекция, областное управление спорта и туризма поддерживают в организации мероприятий. Например, в этом году Кубок Гомельской области по горному велосипеду, который тоже проводит сообщество гомельских велосипедистов, впервые включили в календарь спортивных мероприятий, то есть соревнования получили статус официальных. Теперь в них могут участвовать не только любители, но и профессиональные спортсмены.
— В прошлом году первый этап кубка, который тогда был городским, собрал около 80 человек. Кто-то едет на результат, кто-то — чтобы просто получить яркие эмоции и впечатления. Но участников становится всё больше. Вот и решили перейти на уровень повыше, — рассказывает Дмитрий. Стартуют соревнования 15 мая.
Ещё пользуются популярностью среди гомельской молодёжи так называемые велопокатушки, когда велосипедисты собираются вместе, чтобы пообщаться и поездить. О пунктах сбора и маршрутах прогулок сообщается заранее через социальные сети.
Участвует в движении «ВелоГомель» в основном молодёжь от 18 до 30 лет, даже целыми семьями. В этом плане, говорит Дмитрий, показателен прошедший велопробег. Было очень много родителей с детьми. Кто-то вёз малышей на велокреслах, кто-то на специальных тележках.
— Но не сбрасывайте со счетов и пожилых людей. Они тоже активно ездят на велосипедах. Просто не знают о движении «ВелоГомель» или не видят пока у нас подходящих для себя инициатив. Потому что для них велосипед — это, скорее, средство передвижения, чем развлечения. Но они как раз ездят хорошо, нормально ориентируются в потоке автомобилей, знают условные знаки, например, при повороте. Ведь это же люди из СССР, где велосипедистам даже выдавали права.
Между водителем и пешеходом
Сейчас, по словам Дмитрия, гомельские велосипедисты делятся на две большие категории. Одни на велосипеде ездят, другие — катаются. Хотя первое второго не отменяет. Одни предпочитают гонять по дорогам, лавируя между машинами. Другие лавируют между пешеходами на тротуарах. Пусть пешеходы и автомобилисты недовольны такой «помехой справа», велосипедисты в обоих случаях ведут себя правильно, считает Дмитрий.
— Сейчас объясню почему. Вот мне, например, велосипед полностью заменяет общественный транспорт. Я езжу на нём на работу и вообще везде. Развиваю скорость до 35-40 км/ч. Эта скорость ближе к допустимой средней скорости по городу для машин — 50 км/ч. Пешеход идёт со средней скоростью 5 км/ч. Думаю, разница очевидна. Но много гомельчан велосипед используют, чтобы покататься. Выезжают на нём вечером, едут не торопясь. В этой категории хватает детей и подростков. Таким на дороге некомфортно и даже небезопасно. Им лучше ездить по тротуарам со скоростью примерно 20 км/ч.
Правда, авторы белорусских Правил дорожного движения другого мнения. Пункт 148 этого документа гласит, что при наличии тротуаров перемещаться по проезжей части велосипедистам нельзя. В таком большом городе, как Гомель, тротуары есть практически везде, так что и делить дорогу с владельцами машин людям на велосипедах ГАИ строго запрещает.
— Проводится специальное мероприятие «Велосипедист», очень много нашего брата штрафуют за нарушения, особенно за езду по дороге в черте города. Понятно, за городом нет тротуаров, так что там по трассе ездить не запрещено. Многие мои знакомые уже заплатили штраф. Хотя ПДД разрешают выезжать на дорогу, если на пешеходной части у велосипедиста есть препятствия. Для нас, например, большое скопление пешеходов, мамы с колясками, высокие бордюры — это препятствия. А сотрудники ГАИ считают, что можно их объехать, сбросив скорость, слезть с велосипеда, обойти… Но зачем тогда велосипед? От своего дома с Волотовы я доезжаю до ДК «Фестивальный» за 25 минут. Не каждая маршрутка это сделает. Но на скорости 50 км/ч я могу и не успеть затормозить, если кто-то из пешеходов решит резко сменить траекторию движения.
Стоит раз попробовать…
Дмитрий за то, чтобы на городских улицах было комфортно всем — пешеходам, велосипедистам, автомобилистам. В этом и заключается культура крупного города. Но приоритет пока у владельцев машин. Для них расширяют дороги, а на узких тротуарах должны поместиться пешеходы, велосипедисты, мамы с колясками, инвалиды и прочий «пеший» люд. То ли дело в Европе, где целые города дружно ездят на велосипедах, появляются велодорожки и даже кварталы, куда машинам въезд запрещён, зато офисные работники в деловых костюмах беспрепятственно по ним передвигаются.
Мы тут же возражаем, что ездить на велосипеде на работу как-то страшно, особенно тем, у кого дресс-код. А что, если вспотеешь, растреплется одежда, а помыться на работе и переодеться негде?
— Когда такое слышу, у меня сразу создаётся впечатление, что это говорят рекордсмены мира. И на работу они будут лететь так, что пот как из ведра польётся. Это крайности. Если человек едет на велосипеде с комфортной скоростью, он потеть не будет. Если, конечно, на улице не 40 градусов. В автобусе летом намного хуже. На велосипеде тебя никто не толкает, не жарко, ты не стоишь в пробках, это большое преимущество — не зависеть от графика автомобильных потоков. Вот я, например, знаю, что за 20-25 минут доеду до работы, и придерживаюсь собственного расписания. Поверьте, очень удобно. Нужно просто попробовать, и вы не захотите снова пересаживаться на общественный транспорт, — предлагает Дмитрий.
Ещё мы понаблюдали и заметили, что гомельчане сплошь ездят на спортивных велосипедах. Откуда такая любовь к байкам, Дмитрий нас тоже просвещает. Для этого снова «возвращаемся» в Европу. Там люди, оказывается, отдают предпочтение городским велосипедам. Они и дешевле, и проще в эксплуатации, и удобнее для езды не в спортивной одежде.
— Гомельчане покупают горные велосипеды, потому что учитывают все варианты их использования. И по городу можно ездить, и за город прогуляться. Многие ведь не располагают большими суммами денег, чтобы иметь по два велосипеда. Да и сам Гомель пока не приспособлен к езде на городских велосипедах. Нет специальной инфраструктуры, а на колдобинах, ямах и высоких бордюрах велосипед городского типа быстро ломается, — говорит Дмитрий. Кстати, один бесплатный совет новичкам: покупайте средние по цене велосипеды, для Гомеля это примерно 7 млн белорусских рублей.
Интересуемся, есть ли в нашем городе у велосипедистов любимое место. И слышим ожидаемый ответ:
— Это центр города. Там вообще можно встретить кого угодно — от туристов до велосипедистов (смеётся). Если серьёзно, то по треугольнику проспект Ленина — проспект Победы — улица Советская всегда катаются много велосипедистов.
Но есть, по мнению Дмитрия, одно место, где на велосипеде делать вообще нечего. Это Киевский спуск в районе центрального парка. Однако там считают своим долгом покататься с горки чуть ли не все гомельские подростки. Велосипедист со стажем Дмитрий это увлечение крайне не поддерживает, потому что относит спуск к пешеходной зоне, где гуляют родители с маленькими детьми. А потому велосипедистам там лучше не ездить. Тем более не устраивать экстремальные развлечения.
Как всё начиналось?
Движение «ВелоГомель» появилось в 2008 году. Его основатель — Сергей Дмитриев, который создал одноименный сайт. Гомельчане, увлечённые велосипедами, стали общаться там на форуме. Со временем сайт набрал большую популярность, появилась тематическая группа ВКонтакте vk.com/velogomel.
Изначально основной идеей движения было туристическое направление. Организовывались совместные походы, загородные вылазки и другие мероприятия. Участников становилось всё больше. Хотелось масштаба. Начали проводить соревнования на Кубок Гомеля по горному велосипеду. В прошлом году организовали велопробег. К движению стали проявлять интерес такое объединение, как АСДЕМО, а также государственные организации. Лидеры «ВелоГомеля», в свою очередь, заверяют, что готовы сотрудничать со всеми, кто предложит интересные и полезные идеи.
Елена Чернобаева, фото Марии Амелиной, «Советский район»