Мнение. Положены ли карманные расходы детям?

12

«Всё необходимое купят родители», «Дашь волю — потратит на «запретное», «Несовер­шеннолетние не долж­ны деньгами распоря­жаться» — честно ска­зать, я была удивлена ответами некоторых мо­их знакомых на вопрос, стоит ли давать день­ги детям.

Как выясни­лось, большинство ро­дителей против того, чтобы их чада имели собственные средства. Мол, правильно тратить не умеют, а без чипсов- сникерсов-газировок обойтись можно.

Но, уважаемые ро­дители, подождите. А как же ребёнок научит­ся грамотно распоря­жаться деньгами, если сам их не получает, не тратит и, следователь­но, не экономит? По мо­ему мнению, финансо­вой грамотности нуж­но учить с детства. Как только писать-считать научился — можно при­глашать ребёнка на се­мейный совет по пла­нированию бюджета. Так он будет видеть, что не из вредности ему PlayStation не покупа­ют, а потому что в этом месяце папе зарплату задержали, маме сти­ральную машину купи­ли или заплатили боль­ше обычного за комму­налку. Ребёнок будет знать, что ему доверяют, с ним советуются в ре­шении таких взрослых вопросов. Ведь пра­вильнее объяснить сло­жившуюся финансовую ситуацию в семье, чем просто сказать «нет» долгожданной покуп­ке. Тогда и обид будет меньше, и доверие к ма­ме и папе возрастёт. А в каких-то затруднитель­ных ситуациях вообще можно привлекать лич­ные средства ребёнка в бюджет семьи. Это по­может ему ощутить свою сопричастность к решению общей про­блемы, свою необходи­мость.

Ребёнок должен знать возможности ро­дителей и осознавать, что может сейчас по­зволить семья. Значит, нужно показать ему, что деньги достаются с трудом, что это опреде­лённого рода ценность. О том, что деньги с не­ба не падают и у роди­телей нет печатной ма­шинки, я знала лет с шести. Именно тогда у меня появились пер­вые честно заработан­ные карманные деньги.

Как только пошла в школу, я, можно ска­зать, устроилась на ра­боту. Только не на вось­мичасовой день, часы моей работы зависе­ли от количества уро­ков. Чтобы научить ме­ня тратить и экономить, родители стали мне платить деньги за оцен­ки. Пятёрка — пять­десят рублей, четвёр­ка — сорок… С пере­ходом на десятибалль­ную систему мои до­ходы увеличились. Но при этом появились санкции: оценка ниже шестёрки была чрева­та штрафом. Штрафы платить не хотелось, поэтому я зубрила па­раграфы, вниматель­но решала задачки, пе­реписывала упражне­ния по языкам до иде­ального состояния… А после урока бежала к учителю с дневником — ведь оценка без под­писи не оплачивалась. Так, к концу недели у меня на странице оце­нок десять, а то и боль­ше стояло. Хорошая мо­тивация для отслежива­ния школьных успехов, не правда ли?

«Отработав» пятидневку, пятничным ве­чером я предъявляла родителям дневник, доставала калькулятор и начисляла себе «зар­плату». Тысяч восемь обычно выходило. На следующую неделю денег по ценам начала 2000-х хватало вполне: и мороженое могла на переменке купить, и де­вичий журнал, и краси­вую тетрадку с Барби. Отчёт о покупках никто не требовал — очень много «гадости» на те деньги купить было нельзя, а от одной бу­тылочки колы или пач­ки чипсов в неделю вре­да нет. Зато у меня фор­мировалось правильное отношение к деньгам, и я уже не просто покупа­ла всё подряд.

Сёстры мои тоже та­кую «зарплату» полу­чали. Создав общую ко­пилку, мы за год накопи­ли на велосипед. Сами. И очень гордились этой покупкой. Таким об­разом мы уяснили, что деньги не просто так да­ются, а зарабатываются трудом. В нашем слу­чае — интеллектуаль­ным, что ничуть не лег­че физического.

Родители не покры­вали деньгами все за­просы, а учили простой бухгалтерии: записы­вая расходы и доходы, я следила, на что ухо­дят мои деньги и сколь­ко я могу тратить каж­дый день, чтобы хвати­ло на неделю.

Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что раннее зна­комство с деньгами мне пошло только на пользу. И считаю, что нет ниче­го предосудительного в том, что у школьников есть собственные день­ги, личные траты и на­копления.

Напоследок поде­люсь диалогом пятнад­цатилетней давности, который вспоминаю, когда вижу в магазинах закатывающих истери­ку и клянчащих покуп­ки детей:

— Мама, смотри ка­кая красивая тарелочка! Давай купим.

— Пожалуйста, за свои деньги.

— А сколько она сто­ит?

— 30 тысяч.

— Нет, лучше я на неё просто посмотрю.

Марина Карпушенко, фото Марии Амелиной, «Советский район»

 

Комментарии закрыты.