О том, какой была музыкальная жизнь Гомеля более 100 лет назад

0 10

Во второй половине XIX века Гомель — уездный город Могилевской губернии — стремительно развивается, а вместе с ним и его культура. К началу XX века открываются частные музыкальные школы и магазины, появляются общедоступные концертные и театральные залы.

В 1911 году начал работу “Театр художеств”: “роскошный трехъярусный зал на 800 сидячих мест”, который был предназначен для проведения концертов, театральных постановок и просмотра кинофильмов. Его преимущественно могли посещать материально обеспеченные жители города — дворяне, купцы, чиновники, зажиточные мещане.

В это же время гомельчане имели возможность слушать оркестры, которые играли в “чудном парке княгини Паскевич” и четырех общественных садах — “Бульваре”, “Сквере”, “Гоголевский саду” и “Максимовском парке”. Последний был признан горожанами лучшим для гуляний. Он располагался в районе нынешнего стадиона “Центральный”. На открытых площадках звучали симфонические оркестры коммерческого училища и музыкально-драматического общества, военный оркестр 160-го Абхазского пехотного полка, духовой оркестр вольно-пожарного общества, балалаечный оркестр под управлением Г. Яблонского.

Музыкально-драматическое общество в Гомеле начало работу в 1909 году. Оно было призвано “содействовать жителям города и уезда, любителям музыки и театра в развитии своих музыкальных и сценических способностей”. При нем работал симфонический оркестр, которым руководил известный в городе музыкант.

С. Захарин. Выпускник Варшавской консерватории, он, вернувшись в Гомель, развернул широкую просветительскую деятельность. Концертные программы оркестра включали лучшие произведения русских и западноевропейских композиторов: Третью и Пятую симфонии Бетховена, “Неоконченную симфонию” Шуберта, ораторию “Илия” Мендельсона, фрагменты из оперы “Лоэнгрин” Вагнера, произведения Бородина, Ипполитова-Иванова, Чайковского, Мейербера. Ставил он и оперетты. В концертах общества принимали участие местные музыканты: пианисты Старобинский, Московенко, Равикович, скрипач Брук, Певзнер, певец Иванченко, а также “трио из скрипки, флейты и рояля (господа Захарин, Вагнер и Роменский)”.

К 1911 году в Гомеле существовало несколько “профессиональных школ, состоящих в ведении Министерства внутренних дел”: музыкальная школа Захарина, фортепианные и скрипичные классы Розенблюма (окончил Лейп­цигскую Королевскую консерваторию), фортепианные классы Рабеца. В школе Захарина обучали игре на фортепиано, скрипке, альте, виолончели и всех духовых инструментах, входящих в состав оркестра. Преподавались теория музыки, гармония, история музыки, хоровое пение. Полный шестилетний курс был распределен на три отделения: 1-е низшее, 2-е среднее и 3-е высшее для оканчивающих; каждое отделение состояло из двух классов. Вот отзыв на отчетный концерт школы в газете “Гомельская копейка”: “Вечер показал, с какой серьезностью, добросовестностью, любовью и профессионализмом относится к делу господин Захарин”.

На страницах “Гомельского театрально-музыкального вестника” за 1914 год можно прочесть и объявления о частных уроках музыки: “учитель музыки Елисаветградского духовного училища И. Нодельман дает уроки: специально на скрипке и теория музыки. Желающие могут получить правильное музыкальное учение по методе Шевчека или Санкт-петербургской консерватории за 1-й и 2-й курс” (орфография сохранена).

Особенным явлением музыкальной жизни Гомеля начала XX века стала “Детская опера” под руководством И. Нодельмана.

К 1914 году детской оперной труппой были осуществлены постановки двух опер Ц. Кюи — “Красная шапочка” и “Кот в сапогах”.

Широкое распространение в городе получило и исполнительство на народных инструментах. Гомельчанам был хорошо известен “хор балалаечников И. И. Жихарева и гармониста А. С. Янушкевича”. В фондах музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля хранится программа их концерта, состоявшегося 7 августа 1905 года в городе Клинцы (Россия). Были исполнены русские народные песни в обработке Н. Андреева: “Светит месяц”, “По улице мостовой”, “Барыня”, “Выйду ль я на реченьку” и произведения А. Янушкевича.

В газете “Гомельская копейка” за 1911 год можно прочитать много рекламных объявлений о концертах гастролирующих музыкантов: “предстоящий сезон у нас обещает целый ряд крупных гастролеров и концертантов”. В тот год город посетили: польский скрипач-виртуоз Б. Губерман, о котором А. Рубинштейн сказал: “как Губерман играет — может играть только гений”; знаменитый русский пианист В. Сапельников, прославившийся как интерпретатор крупных сочинений Листа, Грига, Брамса, а также Чайковского; Лея и Анна Любошиц (скрипка, виолончель); скрипач-виртуоз, “лауреат Императорских консерваторий” М. Эрденко (его репертуар состоял из произведений Баха, Бетховена, Моцарта, Брамса, Шопена, Чайковского, Паганини); исполнительница цыганских романсов и русских песен М. Каринская. В газетной рецензии на выступление последней сказано: “Это было художественное исполнение крупной драматической артистки, обладающей необыкновенно сильным, красивым mezzo-soprano”. Заметным событием в музыкальной жизни города стал концерт Полтавского отделения Императорского музыкального общества под управлением директора общества Д. Ахшарумова. Из газеты “Полесская жизнь”: “Этот концерт — выдающееся явление. В оркестре имеются такие крупные величины, как господин Цирельштейн (скрипка), лауреат Московской консерватории, господин Букинин (виолончель), лауреат Московской консерватории и другие”.

Очагами культурной жизни Гомеля были и книжно-музыкальные магазины. В них продавались книги о музыке, ноты, журналы, инструменты, струны; они давали объявления о продаже инструментов частными лицами, о частных уроках, услугах настройщиков.

Примером такой деятельности могут служить книжно-музыкальные магазины Я. Сыркина, С. Белодубровского, Д. Вихмана и М. Гектина. В магазине Сыркина находились представительство и склад “роялей и пианино лучших русских и иностранных фабрик: придворной фабрики Я. Беккер”, а также скрипки, мандолины и балалайки, струны для всех инструментов “лучших марок в большом выборе”. Здесь же работал настройщик пианино и роялей Гимельман, который практиковался на фабрике Беккера и имел похвальные отклики Киевской Имперской музыкальной школы. При магазине Гектина работала специальная мастерская для производства новых и починки старых музыкальных инструментов.

Художественная жизнь во дворце князей Паскевичей в это же время носила привилегированный и потому несколько изолированный характер. Обязательной частью усадебного дома наряду с картинными галереями, парадной столовой и бальным залом была музыкальная гостиная.

В Большом кабинете князя и Красной гостиной дворца было размещено множество музыкальных инструментов: “пианино механическое фабрики Debain в Париже” и “20 ящиков пьес к нему”, “рояль концертный фабрики Bösendorfer”, “орган большой фабрики Wiestin Wien”, привезенный И. Ф. Паскевичем в конце 1840-х гг. из Варшавы, и “орган с 6 валами”, “пианино фабрики Höllinget Jpangenberg, Lutz-Leipzig”, “орган-пианино с 17 регистрами фабрики Debaina Paris”, “фисгармония ножная”, “пианино фабрики M. Wetteet Jöhne с электрическим двигателем”.

В комнате № 13, именуемой “театр”, стоял “рояль фабрики Лихтенталя”. Эта комната предназначалась для проведения любительских музыкально-театральных вечеров с участием хозяев и приглашенных гостей. Подобные вечера Паскевичи проводили и в своем доме на Английской набережной в Петербурге.

Минуло много лет и событий, но заложенные в те времена традиции музыкального образования и концертной практики стали основой развития музыкальной жизни города в дальнейшем, только уже в новых политических и социальных реалиях.

Елена Куртенок, старший научный сотрудник художественного отдела музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля, Гомельская праўда

Реклама музыкальной школы С. Л. Захарина (Справочник Гомеля 1913 г.)
Реклама музыкального магазина Д. Г. Вихмана (Справочник Гомеля 1913 г.)

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.