Обойдёмся без бульдозера!
Тема благоустройства Гомеля, наверно, никого из горожан не оставила равнодушным. Вот и в редакцию то и дело звонят читатели: одни — чтобы выразить свое восхищение всё новыми и новыми скульптурами, другие — дабы высказать негодование по тому же поводу.
«ГП» решила разобраться в ситуации и пригласила компетентного собеседника — главного художника управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Леонида Мельникова.
— Леонид Иванович, прежде всего расскажите, что относится к малым архитектурным формам?
— Само слово «малые» определяет их размеры. Это беседки, детские площадки, скамейки, фонари освещения, рекламные установки, декоративные скульптуры и другие элементы, украшающие город. Они различны по размерам и характеру, но их объединяет общая цель — сделать более приемлемым и эстетически выдержанным пространство, в котором мы живём.
— Есть ли у вас какие-то замечания по расстановке этих архитектурных форм или их внешнему виду?
— К сожалению есть. На территории, прилегающей к Речицкому шоссе, установлено достаточно много скульптурных форм. Среди них есть и достойные. Однако по их местоположению — масса вопросов. Например, композиции «Дама с собачкой — мужчина в голубом» следовало определить место с более интересным ландшафтом и в отрыве от шумной автомагистрали. Таким композициям, как «Геометрические фигуры», «Вороны», «Кроты» также можно было найти более достойные места установки. Создалось же впечатление, что Речицкое шоссе стало неким подиумом для демонстрации малых форм.
— А как вы оцениваете эти и другие скульптуры в эстетическом плане?
— По-разному. Понимаете, работа вызывает восхищение тогда, когда она выполнена настоящим мастером, обладающим чувством вкуса. В противном случае получается как с композициями «Рыбы» и «Паруса» на проспекте Октября или монументальной композицией «Рысь» и парковой скульптурой «Лягушка» на Речицком шоссе. Никакого воображения не хватит, чтобы понять, почему, например, все те же рыбы приспособились добывать корм в земле, а в скульптуре «Рысь» угадываются образы льва, оленя и мифологического грифона одновременно. Видимо у их авторов фантазия бьёт через край! Но позвольте заметить, что город — не площадка для испытания творческих возможностей отдельных авторов и безразличия заказчиков.
— Но почему всё-таки странного вида скульптуры то и дело появляются в городе?
— Дело в том, что отдельные авторы и заказчики не всегда осознают степень ответственности за создание и установку тех или иных композиций. Более того, они периодически игнорируют вполне доступную систему согласований в установленной форме на стадиях проектирования, изготовления, размещения. Просто берут и лепят, бетонируют, удивляют. А ведь в городе есть достаточно грамотные, талантливые скульпторы, художники, профессиональные архитекторы. Почему бы с ними не обсудить творческие планы, ведь архитектурно-градостроительный совет для того и существует, чтобы было с кем посоветоваться.
— Считаете ли вы, что некоторые скульптурные композиции нужно убрать?
— Если говорить об уже существующих, то я бы не стал этого делать. Ведь творчество надо поощрять и приветствовать. И если, как было сказано выше, в том или ином районе что-то сделано не на самом высоком художественном уровне или месторасположение выбрано неверно, то это отнюдь не значит, что нужно пригнать бульдозеры и принять радикальные меры. Не стоит забывать и о том, что, например, Советский район не собирается уступать кому-либо первые места по благоустройству, в том числе и по малым формам. И спасибо им за это. А что на самом деле хорошо или плохо — рассудят время и, конечно, гомельчане.
— Какие скульптуры лично вам больше всего нравятся в нашем городе?
— Думаю, те, что я назову, нравятся не только мне. Они с восхищением приняты всеми гомельчанами. А всё потому, что были сделаны умелыми руками и с душой. Это, конечно же, парковая скульптурная композиция «Клоун» у здания цирка. Хотя какая она парковая? Образ откровенен и узнаваем. По глубине, выразительности, легкости и доброте, которую эта скульптура излучает, уверен, ей нет равных в нашем городе. Думаю, согласятся со мной читатели, если я назову и еще одну композицию того же автора — скульптора Вячеслава Долгова — «Лодочник», установленную в этом году на набережной Сожа у Киевского спуска. Считаю, что эта удивительно лирическая, полная романтики и былинности скульптура, к тому же удачно размещенная на водной глади, стала достойным украшением исторической части города. Заслуживают внимания и работы Владимира Анд-риянова «Лошадь», «Футбольная команда», «Вазы», а также скульптура Яны Коноваловой «Девочка и козы» на пересечении улиц Кирова и Докутович. Кроме того, за последние годы выполнены изумительные композиции с цветами. Их много в каждом районе. А вообще наш Гомель хорош и привлекателен. Сегодня у города есть своё лицо, и не последнюю роль в этом играют и малые архитектурные формы.
Беседу вела Наталья Старченко
Гомельская праўда
3 ноября 2007 г.