Педагогическому колледжу имени Л.С. Выготского исполняется 100 лет

0

Одному из старейших учебных заведений Беларуси в этом году исполняется 100 лет.

Гомельский государственный педагогический колледж имени Л. С. Выготского свою историю ведёт от учительской семинарии, открытой в 1915 году. «В течение многих десятилетий мы продолжаем помнить об идеалах Льва Семёновича и формируем не просто педагога, а исследователя, гуманиста, новатора, человека с активной гражданской позицией», – подчёркивает заместитель директора по воспитательной работе Виктор Филипенко (на фото), который рассказал корреспонденту «ГВ» об этапах становления учреждения и принципах его работы, унаследованных от выдающегося психолога.

Начинался с кабинета

– Виктор Викторович, как шёл образовательный процесс и что представлял собой колледж 100 лет назад?

– В учительской семинарии преподавали учителя, имеющие дипломы московских и петербургских университетов, что свидетельствует о высоком уровне академических знаний, которые получали молодые люди. Семинария выпускала кадры для приходских школ, гимназий и училищ, а также домашних учителей. Обучали в учреждении богословским дисциплинам, русскому языку и литературе, природоведению, физике, черчению, музыке, методике преподавания в начальной школе. При учительской семинарии действовали начальные училища, где семинаристы проходили педагогическую практику. А в 1919 году семинария была реформирована в краткосрочные педагогические курсы, на базе которых в 1921 году был открыт педагогический техникум с шестилетней продолжительностью обучения. Располагался он в небольшом здании по улице Почтовой, 13. Ныне это часть проспекта Победы.

– Расскажите подробнее о том, какое участие принимал Лев Выготский в работе учреждения.

– Начало 20-х годов XX века в истории педагогического техникума тесно связано с именем всемирно известного психолога Льва Семёновича Выготского, который создал у нас в 1923 году кабинет экспериментальной психологии. К этому времени в техникуме обу-чалось 190 человек. Вместе с учащимися Выготский проводил научные исследования психолого-педагогических особенностей детей. Материалы, собранные, обработанные и обобщённые в Гомеле, использовались затем Львом Семёновичем при написании наиболее значимых в его научном наследии книг «Педагогическая психология» и «Психология искусства». Исследования, проведённые в нашем техникуме, в дальнейшем легли в основу его научных теорий и идей, которые являются актуальными для современной психологии и педагогики.

Вместо рикши – вагоновожатый

– На чём базируются идеи выдающегося психолога?

– В основе идей развивающего образования, которые сегодня активно используются во всём мире, лежит теория Выготского. Она говорит о том, что для формирования ребёнка необходимо создавать воспитательную и образовательную среду, в которой обучение должно опережать развитие человека. Лев Семёнович сравнивал учителя архаического типа мышления с рикшей, который везёт за собой образовательный процесс. Ученики в такой ситуации являются лишь пассивными участниками процесса. Соответственно, эффект этого образования одномоментный. Педагог же современного типа мышления, согласно заключению Выготского, ассоциировался у него с вагоновожатым, выстраивающим рельсы, по которым двигается образовательный процесс. Таким образом он способствует самостоятельному познанию мира молодыми людьми. И мы спустя 100 лет стараемся всецело следовать этому принципу.

– Но ведь наверняка не обходится и без новшеств?

– На протяжении трёх лет мы реализуем проект «Учимся экологически мыслить». В нашем учреждении 25 процентов предназначенного для обучения времени отводится на педагогическую практику. Для успешного её осуществления как раз и важно сформировать у учащихся экологическое мышление, которое бы позволяло им разрабатывать краткосрочные экологические проекты. Затем, отправляясь в детские сады и начальные классы, наши студенты стараются их реализовать на практике. Например, создавая мини-огороды на подоконнике или реализуя проект экологической тропы. Похожие проекты были внедрены в 8 учреждениях дошкольного образования. Тем самым наши учащиеся формируют у малышей правильное экологическое мышление. К слову, мы единственное учреждение Беларуси среди средне-специальных учебных заведений педагогического профиля, которое является экспериментальной площадкой для подобных новаторских подходов в образовании.

Моцарту психологии посвящается

– За свою продолжительную историю колледж одиннадцать раз менял название. Что изначально послужило причиной того, что учреждению было присвоено имя человека, сделавшего многое для становления педагогической психологии?

– В 1988 году на открытие музея истории нашего учреждения была приглашена дочь психолога Гита Львовна. Она увидела небольшую экспозицию об отце и, понимая, что у нас не хватает о нём материалов, подарила нам редкое на тот момент шеститомное издание работ Льва Выготского. Также Гита Львовна работала в гомельских архивах над книгой об отце и нашла материалы, касающиеся открытия в учреждении педагогического кабинета. Тогда-то и возникла идея увековечить имя Льва Выготского в нашем городе. И вот спустя 100 лет со дня рождения выдающегося психолога, в 1996 году его имя было присвоено нашему учреждению. Продолжая традицию взаимоотношений с семьёй выдающегося исследователя, в 2014 году наш колледж принимал у себя внучку Льва Семёновича Елену Кравцову, которая является директором Института психологии имени Л. С. Выготского РГГУ. Она стала почётной участницей научно-практической конференции, посвящённой проблемам образования.

– Интерес к особе Выготского высок во всём мире. Посещали ли вас в связи с этим делегации из зарубежных стран?

– К нам, если можно так сказать, не зарастает народная тропа его последователей со всего мира. Большой интерес к его деятельности проявляют наши коллеги из Дании и Германии. Познакомиться с гомельским периодом жизни Льва Семёновича и увидеть посвящённую ему экспозицию приезжают представители Испании, Израиля, Португалии и даже Бразилии. На праздновании 100-летнего юбилея Выготского у нас побывали представители Дании. Интересно было наблюдать, как они подходили к преподавателям колледжа и с трепетом касались их рукой. «Нам хочется хотя бы таким образом притронуться к наследию выдающегося психолога, олицетворением которого являются ваши преподаватели, – пояснили датчане. – Это так чудесно побывать там, где вёл свои занятия Лев Выготский!»

– Ваше учреждение известно педагогическими кадрами, а также выпускниками. Не могли бы вы назвать тех, кто творил историю колледжа и прославлял его по окончании?

– В историческом докладе, подготовленном к празднованию 100-летия колледжа, упоминается более 140 имён педагогов, принимавших активное участие в становлении учреждения. Если же говорить о плеяде директоров, то хотелось бы упомянуть Михаила Сувалова, Николая Воинова, Василия Цобанова, Александра Прусова, заместителей директора по учебной работе Розу Киселёву и Валентину Сидоренко. Приятно, что большинство наших учеников продолжает работать в сфере образования. Преподают в школах, воспитывают ребят в детских садах, работают в отделах образования области и города. Есть и те, кто связал своё имя с творчеством. Например, певец Макс Лоренс, завоевавший Гран-при фестиваля «Славянский базар», участник отбора на Евровидение, исполнитель Стас Сацура, начальник радиовещания «107,4 FM» Елена Лагунова, народная артистка Беларуси Галина Павленок. Сейчас в нашем колледже занимается 700 учащихся, которых обучают 83 преподавателя, 50 процентов из которых имеют высшую и первую категорию. Так что у нас есть потенциал для успешного развития и дальнейшего совершенствования процесса преподавания.

Чернявский Дмитрий, фото автора, Гомельские ведомости

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.